Государственное учреждение образования
Гродненский областной институт развития образования
Государственное учреждение образования
Гродненский областной институт развития образования
Материалы XVIII республиканской выставки (Гродненская область) |
|
учреждения общего среднего образования и ГрОИРО | открыть |
учреждения профессионально-технического образования | открыть |
Материалы XIX республиканской выставки (Гродненская область) | |
учреждения общего среднего образования и ГрОИРО | открыть |
учреждения профессионально-технического образования | открыть |
Актуальные практики и технологии воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь
Внимание, новинка!
В Перечне электронных ресурсов учреждений образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы в условиях дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса открыть электронные ресурсы представлены по следующим разделам:
Киномарафон
Материалы Республиканского культурно-патриотического киномарафона, посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны «Смотри и помни», из учреждений образования Гродненской области Открыть
Итоги республиканского культурно-патриотического марафона «Смотри и помни», посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны. Лучшие киноплакаты (видеоролики), представленные по результатам региональных отборов открыть
Международный культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах мира» реализуется Российской Федерацией и нацелен на создание инновационной системы нравственного воспитания, охватывающей все ступени общего образования (https://kinouroki.org).
В разделе размещены: краткое описание проекта; ссылки на 31 киноурок – детские короткометражные художественные фильмы и методические пособия к ним, предназначенные для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию в школах. Фильмы проекта созданы благодаря участию более двух миллионов школьников 52 субъектов Российской Федерации в благотворительной акции «Киноэкология».
Экспертиза научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (открыть, .pdf)
Методические сборники к фильмам (открыть)
Ссылки на фильмы
№ п/п |
Киноурок |
Тема |
Ссылка на фильм и методическое пособие |
1. |
«ЭРА» |
Мечта |
https://www.youtube.com/watch?v=zYAjdcUS2NY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=1 |
2. |
«Не трус и не предатель» |
Дружба |
https://www.youtube.com/watch?v=4ELxWZgpYvc&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=20 |
3. |
«Мандарин» |
Радость за другого |
https://www.youtube.com/watch?v=8KvE0G3STwQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=14 |
4. |
«Новогодний подарок» |
Добро |
https://www.youtube.com/watch?v=w9hWdo0RazY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=21 |
5. |
«Воин света» |
Отзывчивость |
https://www.youtube.com/watch?v=H9QKo5x0nPE&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=6 |
6. |
«Шайба» |
Мужество |
https://www.youtube.com/watch?v=AAFMB6MseWk&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=31 |
7. |
«Песня ветра» |
Дружелюбие |
https://www.youtube.com/watch?v=TyAF7Uwq2KA&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=22 |
8. |
«Мой друг единорог» |
Воображение, фантазия |
https://www.youtube.com/watch?v=anY_8NOjCB8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=16 |
9. |
«Наследники Победы» |
Патриотизм |
https://www.youtube.com/watch?v=V5xJpkXp7ug&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=19 |
10. |
«Хорошие песни» |
Доброжелательность |
https://www.youtube.com/watch?v=No_ETsbHtLQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=29 |
11. |
«Друг в беде не бросит» |
Помощь вместо осуждения |
https://www.youtube.com/watch?v=ja9KjzK74Ao&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=8 |
12. |
«Мой танец» |
Честность |
https://www.youtube.com/watch?v=0UL5ZAfa8b0&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=17
|
13. |
«Ванька-адмирал» |
Герой, пример для подражания |
https://www.youtube.com/watch?v=pyzvQSbr9rE&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=4 |
14. |
«Экзамен» |
Аккуратность |
https://www.youtube.com/watch?v=tn5qMJWHa5E&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=32 |
15. |
«Когда небо улыбается» |
Радость познания |
https://www.youtube.com/watch?v=zRdbpS6qdbA&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=12 |
16. |
«Мой друг Дима Зорин» |
Благородство |
https://www.youtube.com/watch?v=gqk4V7sZhro&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=15 |
17. |
«Лошадка для героя» |
Чувство долга |
https://www.youtube.com/watch?v=wG2UXTLJUwQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=13
|
18. |
«Три солнца» |
Уважение |
https://www.youtube.com/watch?v=VWfcBda0PQY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=27 |
19. |
«Другой мир» |
Верность идеалам |
https://www.youtube.com/watch?v=hgyC87GkAAw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=9 |
20. |
«Стеша» |
Экология снаружи – экология внутри |
https://www.youtube.com/watch?v=A0jqYK5nSdM&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=25 |
21. |
«Музыка внутри» |
Милосердие |
https://www.youtube.com/watch?v=1DRO4blVHTo&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=18 |
22. |
«Трудный выбор» |
Моральный выбор |
https://www.youtube.com/watch?v=bODI1ZRvEsw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=28 |
23. |
«За руку с Богом» |
Бескорыстие |
https://www.youtube.com/watch?v=_BZ-HKvYR2U&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=11 |
24. |
«Великий» |
Справедливость |
https://www.youtube.com/watch?v=_VDmjCNah10&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=5 |
25. |
«Честь имею» |
Честь |
https://www.youtube.com/watch?v=l1_I0cr2Wi8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=30 |
26. |
«Дом» |
Коллективизм |
https://www.youtube.com/watch?v=0GQhks1lgyc&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=7 |
27. |
«Там, где мечтают медведи» |
Ответственность (перед миром и человечеством) |
https://www.youtube.com/watch?v=Rk18ODVO5mM&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=26 |
28. |
«БВ» |
Прощение |
https://www.youtube.com/watch?v=62YJBA93vMI&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=3
|
29. |
«Пять дней» |
Созидательный труд |
https://www.youtube.com/watch?v=vELOcIYTiY8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=24 |
30. |
«Если бы не я» |
Сила воли, сила духа |
https://www.youtube.com/watch?v=sZ1tVdy8RFk&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=10 |
31. |
«Александр» |
Ответственность (за свои поступки) |
https://www.youtube.com/watch?v=h84gWNTE8xw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=2 |
При центре идеологической, воспитательной и социальной работы института продолжает работу консультационный пункт по проблемам воспитания.
Организация образовательного процесса в 2021/2022 учебном году ссылка
В 2021/2022 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 1 сентября 2021 г. по 30 октября 2021 г.;
вторая – с 8 ноября 2021 г. по 24 декабря 2021 г.;
третья – с 10 января 2022 г. по 26 марта 2022 г.;
четвертая – с 4 апреля 2022 г. по 31 мая 2022 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 31 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г. включительно;
зимние – 16 дней с 25 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г. включительно;
весенние – 8 дней с 27 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2022 г. по 31 августа 2022 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2022 г. по 31 августа 2022 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 14 февраля 2022 г. по 20 февраля 2022 г. продолжительностью 7 дней.
Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекции COVID-19, изложены в главе 7 санитарных норм и правил, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217.
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году» открыть
Інструктыўна-метадычнае пісьмо «Асаблівасці арганізацыі сацыяльнай, выхаваўчай і ідэалагічнай работы ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2021/2022 навучальным годзе» открыть
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат открыть
Приложение 2. Перечень нормативных правовых актов и информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования открыть
Приложение 3. Условия проведения VIII республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня открыть
Приложение 4. Рекомендации по организации деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования открыть
План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию открыть
Принимаются заявки на оказание методической помощи и по другим актуальным для регионов проблемам организации воспитательной деятельности с обучающимися и их законными представителями.
Гляковская И. З. Применение метода создания цифровых историй жизни в работе по становлению субъектной позиции подростков с девиантным поведением (ГУО «Порозовская средняя школа» Свислочского района);
Кирейчук О.В. Поддержка развития информационно-личностной безопасности учащихся (ГУО «СШ № 2 г. Гродно»);
Киселёва С. А. Школьная служба медиации как средство формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений (ГУО «Средняя школа №8 г. Гродно»);
Короленко Л. И., Миско Л. М., Гайдук О. В. Использование современных форм и методов работы в социально-педагогическом и психологическом сопровождении образовательного процесса, обеспечивающем безопасные условия развития личности (ГУО «Средняя школа № 2 г.Слонима»)
Шестирекова Н.Г., ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,педагог-консультант равного обучения
Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности открыть.
Перечень учебных программ факультативных занятий, которые по мере регистрации в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь будут размещаться на национальном образовательном портале открыть.
У адпаведнасці з Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 07.06.2021 17 верасня наша краіна адзначыць дзяржаўнае свята – Дзень народнага адзінства. открыть
Інфармацыйна-асветніцкая інтэрактыўная карта «Вуліцы/завулкі/плошчы, названыя ў гонар падзей 17 верасня 1939 года, у населеных пунктах Рэспублікі Беларусь» открыть
Матэрыялы для арганізацыі і правядзення ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ўрока на тэму «Дзень народнага адзінства»:
Материалы к проведению мероприятий в Год народного единства открыть
В помощь руководителям методических объединений классных руководителей предлагаем материалы, отражающие эффективные практики работы руководителей и членов методических объединений классных руководителей учреждений образования Гродненской области открыть:
Примечание. Предлагаемые материалы прошли отбор на республиканскую e-mail-конференцию по теме «Современные подходы к организации эффективной работы методических объединений классных руководителей»
Кейс методиста
Предлагаем материалы в помощь участникам творческих методических мастерских для специалистов РОО/РУО, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, «Эффективные практики воспитания: формирование, обобщение, распространение» открыть
Для справки. В соответствии с решением научно-методического совета при центре идеологической, воспитательной работы организована работа творческих методических мастерских для специалистов РОО/РУО, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, «Эффективные практики воспитания: формирование, обобщение, распространение».
Цель творческих методических мастерских, которые будут работать с июня 2021 по ноябрь 2022 года – повышение профессионального уровня методистов, курирующих воспитательную работу, по изучению, обобщению и распространению эффективной педагогической практики в области воспитания.
Справки по телефонам:
8 (0152) 39 90 38 Акимова Е.П.
8 (0152) 68 23 61 Запасник Н.И.
8 (0152) 39 90 73 Авсяникова Р.С.
8 (0152) 39 90 73 Адаменя А.В.
8 (0152) 39 90 73 Бирюкова Л.Л.
8 (0152) 39 90 57 Куриленок Л.В.
8 (0152) 68 23 61 Красикова Н.В.
· титульного листа;· оборота титульного листа;· выпускных данных на концевой странице;· содержания.
- Другие примеры описания педагогического опыта перейти
ГУО «Средняя школа № 20 г. Гродно» – инфо-сессия с элементами интеллектуально-познавательной игры «Государственные символы – национальное достояние Республики Беларусь» (автор Новицкая Светлана Вацлавовна, учитель истории);УО «Новогрудский государственный аграрный колледж» – проект «Символика Республики Беларусь» (автор Евдокимова Наталья Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе); УО «Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна» - урок «Обработка трехмерных графических изображений. Создание уголка государственной символики Республики Беларусь» (автор Можейко Елена Анатольевна, преподаватель);ГУО «Средняя школа аг. Пограничный» Берестовицкого района – интеллектуально-познавательный журнал «Мая Радзіма – Беларусь» (автор Полонейчик Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе);ГУО «Средняя школа № 5 г. Слонима» – путешествие «Символы государства – символы гордости гражданина» (автор Малечко Анна Владимировна, классный руководитель);УО «Гродненский государственный профессиональный электротехнический колледж имени Ивана Счастного» – краеведческое путешествие «Як ты сэрцу майму мiла, дарагая Беларусь!» (автор Сенаторова Светлана Валентиновна, педагог-организатор);УО «Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж» - интеллектуальная игра «Символы моей страны – моя гордость» (автор Сивакова Валентина Геннадьевна, педагог- организатор);УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1» - час размышлений «Аб сімвалах маёй краіны» (автор Басинская Мария Ивановна, преподаватель);ГУО «Дотишская средняя школа» Вороновского района – интерактивное занятие с элементами тренинга "Сімвалы дзяржавы – аўтарытэт краіны” (автор Руселевич Елена Романовна, учитель истории);ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина» – интерактивная беседа «Дзяржаўныя сiмвалы Рэспублiкi Беларусь» (автор Арашкевич Анна Станиславовна, учитель);УО «Гродненский государственный профессиональный технологический колледж» – исследовательско-информационный час «Сімвалы і сімволіка Рэспублікі Беларусь» (автор Гупенец Гелена Станиславовна, преподаватель).
Международный день терпимости (толерантности) учрежден ЮНЕСКО в ноябре 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации и отмечается ежегодно 16 ноября.
16 ноября 1995 года государствами – членами ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, а также приурочивать к нему мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Каждый человек обязан поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Всем нам необходимо быть готовыми устранить стереотипы и искаженные представления и выступить в защиту жертв дискриминации. Давайте помнить и говорить о том, что многообразие мыслей, верований и действий является ценным даром, а не угрозой.
Нужно отметить также необходимость терпимого и уважительного отношения к людям с особенными потребностями – людям с инвалидностью. Соблюдение их прав, уважение их достоинства является показателем цивилизованности общества в целом и каждой личности в отдельности.
Такое же терпимое отношение мы обязаны проявлять к людям с ВИЧ/СПИДом.
«Мир без насилия» глазами детей показывает контраст между гармонией и дисгармонией, связанной с ситуацией в современном мире.
Предлагаем подборку высказываний детей и подростков на предложенную тему. Надеемся, взрослые, прочитавшие эти строки, прислушаются к детским голосам, ибо, как утверждают мудрые, «устами младенца глаголет истина»…
«Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Мир – это утро, полное надежд и света. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окна которой светит солнце. В школе мы познаем уроки добра и зла. Добро – мир, зло – рабство, войны, насилие».
Елена, 9 лет
«Сейчас мы живем в мирное время. Но это лишь лицемерная маска благополучия. Ежегодно, ежедневно, ежесекундно совершается насилие по всей земле, в каждом городе. Люди, не задумываясь, направляют дула автоматов на родителей, братьев, детей... А ведь все начинается с малого... Если так и дальше будет продолжаться, что ждет нас впереди, есть ли у нас и нашей планеты будущее?»
Алексей, 15 лет
«Война-это же высшая форма насилия, предел. Но если нет войн, то не значит, что оно исчезло. Насилие постоянно гуляет по Земле, и виной тому «венец творенья». Человек-его создатель. К сожалению, в настоящее время ведется множество войн на планете. Количество жертв исчисляется тысячами, а порой и больше. Войны толкают цивилизацию назад, уничтожают и разоряют её, не давая развиваться. Люди, хватит воевать! Необходимо найти мирное решение конфликтных вопросов, избегая насилия, разрухи, смерти людей».
Светлана, 16 лет
«Возможно, в нашем возрасте не все знают, что такое насилие. К счастью. Но часть детей терпит издевательства родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, в школах в отношениях между детьми тоже случаются моменты насилия. Наши мирные действия – это шаги к переменам. Мы в силах изменить этот мир!»
Матвей, 14 лет
«Отказ от насилия, я думаю, вернет былую славу нашей любимой планете Земля. Снова будет слышен во всех уголках детский задорный смех. Счастливые, улыбающиеся лица людей будут светиться огоньками, как маленькие новые звездочки, от того, что мы видим цветы, вдыхаем свежий воздух, жмуримся от яркого солнышка, любуемся красотой природы…»
Ксения,12 лет
«Мы – счастливое поколение, живем в государстве, главная цель которого – сохранение мира и согласия. Это наше богатство, от которого зависит благополучие всех живущих на Земле».
Павел, 13 лет
Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье-нет семьи.
Уголовно наказуемые деяния, совершаемые входе возникающих ссор между членами семьи, порой посвоей жестокости итяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые ихорошо подготавливаемые преступления.
Практика показывает, чтоврешении задач профилактики насилия всемье, борьбы спьянством и самогоноварением, выявления лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, необходимо обеспечить комплексный подход каквсех подразделений органов внутренних дел, такииных заинтересованных: здравоохранения, образования, труда, занятости исоциальной защиты, местных исполнительных ираспорядительных органов идругих.
Основные профилактические мероприятия, направленные напредупреждение насилия всемье, закреплены вЗаконе Республики Беларусь от10 ноября 2008 года«Об основах деятельности попрофилактике правонарушений».
Позвонив по телефону «горячей линии»8-801-100-8801(с 8.00 до 20.00), можно получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.
Сценарии и планы проведения воспитательных дел, способствующих построению «МИРА БЕЗ НАСИЛИЯ»
Информационные материалы по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних открыть
Мыстремимся к объединению людей для достижения ненасильственного, безопасного, экологически сбалансированного и устойчивого, движимого любовью прекрасного мира.
Любите друг друга!
Методические материалы по профилактике заболевания ВИЧ/СПИД у молодежи
Методические материалы по теме: "Профилактика экстремизма в молодежной среде". В данной папке собран эффективный опыт работы ресурсного центра, действующего на базе учреждения образования ГУО «Средняя школа №1 г. Скиделя» и ГУО " Гродненский областной институт развития образования". Ознакомиться с материалами можете здесь (ссылка)
Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» сопровождает апробацию республиканского проекта «Родительский университет».
В целях совершенствования деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической помощи семьям в воспитании детей Министерством образования Республики Беларусь с 2020/2021 учебного года запланирована реализация республиканского проекта «Родительский университет».
В настоящее время для апробации проекта идет его реализация как пилотного в 5 учреждениях общего среднего образования Гродненской области:
- ГУО «Средняя школа № 3 имени В.М. Усова г. Гродно»;
- ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды»;
- ГУО «Средняя школа № 9 г. Лиды»;
- ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»;
- ГУО «Средняя школа № 5 г. Мосты».
Механизм реализации пилотного проекта предполагает следующие мероприятия:
- выбор тем для работы «Родительского университета», отбор форм и методов работы с учетом запросов законных представителей обучающихся, специфики региона, образовательной среды учреждения;
- разработку содержания (подготовку материалов) в соответствии с отобранными темами для проведения мероприятий;
- проведение мероприятий для законных представителей обучающихся.
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении данного проекта. Будем благодарны за Ваш опыт.
Методические материалы
Отчет
Осипенко О.Р., педагог социальный ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»
Положение о Родительском университете ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»
Положение о Родительском университете ГУО «Средняя школа № 5 г. Мосты»
ГУО «Средняя школа № 3 имени В. М. Усова г. Гродно»:
Средняя школа №5 Мосты:
ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (1 класс):
ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (2 класс):
ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (5 класс):
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»: