Виртуальный методический кабинет

Эффективные практики воспитания

 

Материалы XVIII республиканской выставки (Гродненская область)

учреждения общего среднего образования и ГрОИРО открыть
учреждения профессионально-технического образования открыть
Материалы XIX республиканской выставки (Гродненская область)
учреждения общего среднего образования и ГрОИРО открыть
учреждения профессионально-технического образования открыть

 

Актуальные практики и технологии воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь

свернуть

В помощь педагогам, организующим идеологическую и воспитательную работу в 2020/2021 учебном году

При центре идеологической, воспитательной и социальной работы института продолжает работу консультационный пункт по проблемам воспитания.

Предлагаем актуальную информацию и мобильную методическую помощь по вопросам организации идеологической и воспитательной работы в 2020/2021 учебном году.

1.Нормативное обеспечение
  • Организация воспитания. 2020/2021 уч. год ссылка
  • Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» (с Приложениями) ссылка
  • Программа сотрудничества между Белорусской Православной Церковью и Министерством образования Республики Беларусь на 2020-2025 годы ссылка
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 декабря 2020 г. № 312 Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. ссылка
  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. ссылка
  • Приложение к Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. ссылка
 
Актуальным остается:
  • Приложение № 4 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования». Здесь размещены требования и рекомендации к официальным интернет-сайтам учреждений образования ссылка

2.Методическая помощь
Консультационный пункт предлагает в новом учебном году проведение по заявкам управлений (отделов) образования райисполкомов, отделов образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома, администраций районов г. Гродно, учреждений образования выездные семинары-практикумы для руководящих и педагогических работников, классных руководителей, школьных библиотекарей: 
  • «Продуктивные формы организации воспитательной деятельности»;
  • «Разработка в учреждениях образования Программы воспитания на 2021–2025 годы»;
  • «Реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»), формы участия в открытом дистанционном марафоне проектов «Мы действуем!»;
  • «Подготовка материалов к областной и республиканской выставкам научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи»;
  • «Актуальные вопросы развития ученического самоуправления»;
  • «Методическая поддержка деятельности библиотекарей в вопросах обобщения и трансляции опыта работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся для участия в ежегодном республиканском конкурсе «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания».

Принимаются заявки на оказание методической помощи и по другим актуальным для регионов проблемам организации воспитательной деятельности с обучающимися и их законными представителями.

Тел. для справок и заявок 8 (0152) 39 90 57 (Кивлюк Л.А.)

3. Материалы из опыта работы, пособия
Предлагаем лучшие материалы из опыта работы по актуальным вопросам воспитания.
  • «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания» (материалы из опыта работы победителей областного этапа республиканского конкурса) 
  • Конкурсные материалы библиотеки государственного учреждения образования «Средняя школа № 38 г. Гродно», занявшей первое место в номинации «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» среди библиотек, расположенных в городе ссылка
  • «Создание условий для формирования безопасной среды учреждения образования» (материалы, представленные на e-mail-конференцию) ссылка

Гляковская И. З. Применение метода создания цифровых историй жизни в работе по становлению субъектной позиции подростков с девиантным поведением (ГУО «Порозовская средняя школа» Свислочского района);

Кирейчук О.В. Поддержка развития информационно-личностной безопасности учащихся (ГУО «СШ № 2 г. Гродно»);

Киселёва С. А. Школьная служба медиации как средство формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений (ГУО «Средняя школа №8 г. Гродно»);

Короленко Л. И., Миско Л. М., Гайдук О. В. Использование современных форм и методов работы в социально-педагогическом и психологическом сопровождении образовательного процесса, обеспечивающем безопасные условия развития личности (ГУО «Средняя школа № 2 г.Слонима»)

  • Проведение в учреждениях образования антитабачных мероприятий» (из опыта работы педагогов-инноваторов Гродненщины, волонтеров-инструкторов равного обучения)

Час общения «Без сердца что поймём» (для учащихся старшего школьного возраста)
Шестирекова Н.Г., ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
педагог-консультант равного обучения
 
Тренинговое занятие для старшеклассников «Стоп, стресс!»
Разработано Яхимович И.О, педагогом-консультаном
ГУО «Михалишковская средняя школа» Островецкого района
Гаврилович В., Бернюкевич О.,
волонтёрами-инструкторами равного обучения
 
Урок биологии на тему «КУРИТЬ ИЛИ ДЫШАТЬ»
Разработала Винцковская О.Н., учитель биологии,
педагог-консультант равного обучения ГУО «Гимназия №1 г.Ошмяны»
 
Пиар-минутка волонтеров-инструкторов в программе Дней здоровья и Дней без табака
Разработала Андруконис Ю.В. педагог-консультант
равного обучения ГУО «Дотишская средняя школа»
 
  • «Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи на 2020/2021 учебный год (издание пособий осуществлено с привлечением средств республиканского бюджета для пополнения фондов библиотек учреждений образования) ссылка
  • «Дневник путешественника» для обучающихся I, II и III ступени общего среднего образования  ссылка
  • Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, электронные версии пособий по воспитательной работе ссылка
свернуть

Использование в образовательном процессе дневника путешественника

  • Дневник путешественника. Республиканский центр экологии и краеведения/Туризм/Туристско-экскурсионная работа/Дневник путешественника ссылка
  • Методические рекомендации по использованию Дневника путешественника ссылка
  • Макет Дневника путешественника 1-4 классы ссылка
  • Макет Дневника путешественника 5-11 классы ссылка
свернуть

В помощь педагогам по подготовке материалов на выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

Кейс методиста

Предлагаем материалы в помощь участникам творческих методических мастерских для специалистов РОО/РУО, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, «Эффективные практики воспитания: формирование, обобщение, распространение» открыть

Для справки. В соответствии с решением научно-методического совета при центре идеологической, воспитательной работы организована работа творческих методических мастерских для специалистов РОО/РУО, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, «Эффективные практики воспитания: формирование, обобщение, распространение».

Цель творческих методических мастерских, которые будут работать с июня 2021 по ноябрь 2022 года – повышение профессионального уровня методистов, курирующих воспитательную работу, по изучению, обобщению и распространению эффективной педагогической практики в области воспитания.

Справки по телефонам:
8 (0152) 39 90 38 Акимова Е.П.
8 (0152) 39 90 57 Кивлюк Л.А.

 


  • Приказ ВАК от 08.09.2016 "О внесении изменений в образцы оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате" перейти
  • Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение квалификационной категории «учитель-методист». Утв. Министром образования Республики Беларусь 17.12.2012 перейти
  • Примеры оформления:
· аннотации перейти
· описания опыта работы: Михайловская, И. ПШкола активного гражданина : я для малой родины : из опыта работы / И. П. Михайловская. – Ошмяны : ГУО «Гимназия № 1 г. Ошмяны», 2019. – 24 с. перейти
  • Обратите внимание на оформление в данной работе:
· титульного листа;
· оборота титульного листа;
· выпускных данных на концевой странице;
· содержания.
  • Другие примеры описания педагогического опыта перейти
свернуть

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования, формы и методы работы по её изучению

  • Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета перейти
  • Рекомендации  Министерства образования Республики Беларусь по использованию государственной символики в учреждениях образования перейти
  • Формы и методы работы по изучению государственной символики в учреждениях образования перейти
  • Сценарные разработки мероприятий по изучению государственной символики перейти 
ГУО  «Средняя школа № 20 г. Гродно» – инфо-сессия с элементами интеллектуально-познавательной игры «Государственные символы – национальное достояние Республики Беларусь» (автор Новицкая Светлана Вацлавовна, учитель истории);
УО «Новогрудский государственный аграрный колледж» – проект «Символика Республики Беларусь» (автор Евдокимова Наталья Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе); УО «Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна» - урок «Обработка трехмерных графических изображений. Создание уголка государственной символики Республики Беларусь» (автор Можейко Елена Анатольевна, преподаватель);
ГУО  «Средняя школа аг. Пограничный» Берестовицкого района – интеллектуально-познавательный журнал «Мая Радзіма – Беларусь» (автор Полонейчик Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе);
ГУО «Средняя школа № 5 г. Слонима» – путешествие «Символы государства – символы гордости гражданина» (автор Малечко Анна Владимировна, классный руководитель);
УО «Гродненский государственный профессиональный электротехнический колледж имени Ивана Счастного» – краеведческое путешествие «Як ты сэрцу майму мiла, дарагая Беларусь!»  (автор Сенаторова Светлана Валентиновна, педагог-организатор);
УО «Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж» - интеллектуальная игра «Символы моей страны – моя гордость» (автор Сивакова Валентина Геннадьевна, педагог- организатор);
УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1» - час размышлений «Аб сімвалах маёй краіны» (автор Басинская Мария Ивановна, преподаватель);
ГУО «Дотишская средняя школа» Вороновского района –   интерактивное занятие с элементами тренинга "Сімвалы дзяржавы – аўтарытэт краіны” (автор Руселевич Елена Романовна, учитель истории);
ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина» – интерактивная беседа «Дзяржаўныя сiмвалы Рэспублiкi Беларусь» (автор Арашкевич Анна Станиславовна, учитель);
УО «Гродненский государственный профессиональный технологический колледж» – исследовательско-информационный час «Сімвалы і сімволіка Рэспублікі Беларусь» (автор Гупенец Гелена Станиславовна, преподаватель).
свернуть

Формирование национальной идентичности, национального самосознания

свернуть

Сотрудничество с белорусской православной церковью

  • Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020 – 2025 годы перейти
  • Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью перейти
свернуть

Мир без насилия

16 ноября – Международный день толерантности

 

Международный день терпимости (толерантности) учрежден ЮНЕСКО в ноябре 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации и отмечается ежегодно 16 ноября.

16 ноября 1995 года государствами – членами ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, а также приурочивать к нему мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Каждый человек обязан поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Всем нам необходимо быть готовыми устранить стереотипы и искаженные представления и выступить в защиту жертв дискриминации. Давайте помнить и говорить о том, что многообразие мыслей, верований и действий является ценным даром, а не угрозой.

Нужно отметить также необходимость терпимого и уважительного отношения к людям с особенными потребностями – людям с инвалидностью. Соблюдение их прав, уважение их достоинства является показателем цивилизованности общества в целом и каждой личности в отдельности.

Такое же терпимое отношение мы обязаны проявлять к людям с ВИЧ/СПИДом.

 

Как построить мир без насилия

 

«Мир без насилия» глазами детей показывает контраст между гармонией и дисгармонией, связанной с ситуацией в современном мире.

Предлагаем подборку высказываний детей и подростков на предложенную тему. Надеемся, взрослые, прочитавшие эти строки, прислушаются к детским голосам, ибо, как утверждают мудрые, «устами младенца глаголет истина»…

«Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Мир – это утро, полное надежд и света. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окна которой светит солнце. В школе мы познаем уроки добра и зла. Добро – мир, зло – рабство, войны, насилие».

Елена, 9 лет

 

«Сейчас мы живем в мирное время. Но это лишь лицемерная маска благополучия. Ежегодно, ежедневно, ежесекундно совершается насилие по всей земле, в каждом городе. Люди, не задумываясь, направляют дула автоматов на родителей, братьев, детей... А ведь все начинается с малого... Если так и дальше будет продолжаться, что ждет нас впереди, есть ли у нас и нашей планеты будущее?»

Алексей, 15 лет

 

«Война-это же высшая форма насилия, предел. Но если нет войн, то не значит, что оно исчезло. Насилие постоянно гуляет по Земле, и виной тому «венец творенья». Человек-его создатель. К сожалению, в настоящее время ведется множество войн на планете. Количество жертв исчисляется тысячами, а порой и больше. Войны толкают цивилизацию назад, уничтожают и разоряют её, не давая развиваться. Люди, хватит воевать! Необходимо найти мирное решение конфликтных вопросов, избегая насилия, разрухи, смерти людей». 

Светлана, 16 лет

 

«Возможно, в нашем возрасте не все знают, что такое насилие. К счастью. Но часть детей терпит издевательства родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, в школах в отношениях между детьми тоже случаются моменты насилия. Наши мирные действия – это шаги к переменам. Мы в силах изменить этот мир!»

 Матвей, 14 лет

 

«Отказ от насилия, я думаю, вернет былую славу нашей любимой планете Земля. Снова будет слышен во всех уголках детский задорный смех. Счастливые, улыбающиеся лица людей будут светиться огоньками, как маленькие новые звездочки, от того, что мы видим цветы, вдыхаем свежий воздух, жмуримся от яркого солнышка, любуемся красотой природы…»

Ксения,12 лет

 

«Мы – счастливое поколение, живем в государстве, главная цель которого – сохранение мира и согласия. Это наше богатство, от которого зависит благополучие всех живущих на Земле».

Павел, 13 лет

 Мир без насилия начинается в вашем доме

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье-нет семьи.

Уголовно наказуемые деяния, совершаемые входе возникающих ссор между членами семьи, порой посвоей жестокости итяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые ихорошо подготавливаемые преступления.

Практика показывает, чтоврешении задач профилактики насилия всемье, борьбы спьянством и самогоноварением, выявления лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, необходимо обеспечить комплексный подход каквсех подразделений органов внутренних дел, такииных заинтересованных: здравоохранения, образования, труда, занятости исоциальной защиты, местных исполнительных ираспорядительных органов идругих.

Основные профилактические мероприятия, направленные напредупреждение насилия всемье, закреплены вЗаконе Республики Беларусь от10 ноября 2008 года«Об основах деятельности попрофилактике правонарушений».

Позвонив по телефону «горячей линии»8-801-100-8801(с 8.00 до 20.00), можно получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.

Сценарии и планы проведения воспитательных дел, способствующих построению «МИРА БЕЗ НАСИЛИЯ» скачать (.doc)

Информационные материалы по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних открыть

 

Мыстремимся к объединению людей для достижения ненасильственного, безопасного, экологически сбалансированного и устойчивого, движимого любовью прекрасного мира.

Любите друг друга!

свернуть

Профилактика преступлений против информационной безопасности

Ограничение доступа детей в Интернет: советы родителям ссылка
Сайт УВД Гродненского облисполкома ссылка
Видеоролик "Как не стать жертвой киберпреступника" ссылка
Информация от УВД облисполкома ссылка
свернуть

Эффективные формы работы с несовершеннолетними

Методические материалы по профилактике заболевания ВИЧ/СПИД у молодежи

Методические материалы по теме: "Профилактика экстремизма в молодежной среде". В данной папке собран эффективный опыт работы ресурсного центра, действующего на базе учреждения образования ГУО «Средняя школа №1 г. Скиделя» и ГУО " Гродненский областной институт развития образования". Ознакомиться с материалами можете здесь (ссылка)

свернуть

Родительский университет

  • Примерная программа Родительского университета перейти

О реализации республиканского проекта «Родительский университет».

Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» сопровождает апробацию республиканского проекта «Родительский университет».
В целях совершенствования деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической помощи семьям в воспитании детей Министерством образования Республики Беларусь с 2020/2021 учебного года запланирована реализация республиканского проекта «Родительский университет».

В настоящее время для апробации проекта идет его реализация как пилотного в 5 учреждениях общего среднего образования Гродненской области:

- ГУО «Средняя школа № 3 имени В.М. Усова г. Гродно»;

- ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды»;

- ГУО «Средняя школа № 9 г. Лиды»;

- ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»;

- ГУО «Средняя школа № 5 г. Мосты».

Механизм реализации пилотного проекта предполагает следующие мероприятия:

- выбор тем для работы «Родительского университета», отбор форм и методов работы с учетом запросов законных представителей обучающихся, специфики региона, образовательной среды учреждения;

- разработку содержания (подготовку материалов) в соответствии с отобранными темами для проведения мероприятий;

- проведение мероприятий для законных представителей обучающихся.

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении данного проекта. Будем благодарны за Ваш опыт.
Методические материалы

 

Опыт реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях образования Гродненской области

 

Отчет

Осипенко О.Р., педагог социальный ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»

Положение о Родительском университете ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»

Положение о Родительском университете ГУО «Средняя школа № 5 г. Мосты»

ГУО «Средняя школа № 3 имени В. М. Усова г. Гродно»:


Средняя школа №5 Мосты:


ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (1 класс):


ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (2 класс):


ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды» (5 класс):


ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»:

свернуть

Ресурсные центры по вопросам воспитания

Областные ресурсные центры