Экспериментальная и инновационная деятельность

Закрепление координаторов деятельности учреждений образования Гродненской области, на базе которых реализуются экспериментальные и инновационные проекты в 2023/2024 учебном году Скачать(.pdf)

Нормативные правовые документы, регулирующие экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 г. № 154-З (статья 89)

 

Статья 89. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

  1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных и инновационных проектов.
  2. Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.
  3. Инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.
  4. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования определяются Министерством образования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
  5. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 августа 2022 г. № 276 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.09.2022, 8/38644) перейти

 

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов» (с изменениями и дополнениями) (пп.752, 753)

  1. Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (отчеты, обоснования, заявки и др.) – 5 лет
  2. Сведения о работе учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования – 3 года

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»

п. 275. Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (отчеты, обоснования, заявки и др.) - 5 лет ЭПК (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)

п. 276. Сведения о работе учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования – постоянно (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03 июня 2019 г. № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с изменениями и дополнениями)

Приложение 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71

ИНСТРУКЦИЯ о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования

3. Надбавки устанавливаются:

3.1. за характер труда педагогическим работникам (за исключением руководителей бюджетных организаций сферы образования и их заместителей) за выполнение отдельных видов работ

за участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со статьей 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в том числе руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов;

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» скачать

 
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2023/2024 учебном году скачать(.doc)

Рекомендации, разъяснения организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования

 Рекомендации НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по организации экспериментальной деятельности в учреждениях образования перейти

   Рекомендации ГУО «Академия последипломного образования» по организации инновационной деятельности в учреждениях образования перейти

 

Документы, необходимые для организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования

Организация экспериментальной деятельности в учреждении образования

Образцы оформления

  • заявки учреждения образования на участие в экспериментальной деятельности скачать(.doc) 
  • обобщенной заявки района на организацию экспериментальной деятельности скачать
 
Рекомендации
  • по организации экспериментальной деятельности в сфере образования открыть(.pdf)
  • по организации экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать(.doc)
  • по разработке экспериментального проекта скачать(.doc)
  • по составлению календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать(.doc)
  • по ведению дневника экспериментальной деятельности скачать(.doc)
  • по составлению отчета (справки) о результатах экспериментальной деятельности скачать(.doc)
  • по составлению «Методических рекомендаций по использованию в массовой образовательной практике результатов экспериментальной деятельности» скачать(.doc)

 

Организация инновационной деятельности в учреждении образования

Образцы оформления

  • заявки учреждения образования на участие в инновационной деятельности скачать
  • заявки учреждения образования на продолжение инновационной деятельности скачать
  • обобщенной заявки района на участие в инновационной деятельности скачать
Рекомендации
  • по оформлению инновационного проекта скачать
  • по оформлению справки о результатах реализации экспериментального (инновационного) проекта скачать 
  • по ведению дневника экспериментальной (инновационной) деятельности скачать
  • по оформлению методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности
  • по оформлению страницы «Инновационный опыт» скачать

Приказ главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Гродненской области»

Приказ от 06.09.2023 № 184 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году» скачать(.pdf)

В помощь педагогам учреждений образования, участвующих в реализации экспериментальных и инновационных проектов

Выбор инновационной идеи

Для инновационной деятельности правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом её будущего успеха или неудачи.

Активный поиск инновационной идеи предполагает постоянное наблюдение и анализ всех происходящих процессов как внутри учреждения образования, так и в окружающем социуме, исследование образовательных запросов, обучение сотрудников для формирования новой образовательной практики. Лучшую идею находит, прежде всего, тот, кто постоянно думает, у кого есть ясное понимание существующих проблем, кто целенаправленно развивает у себя творческое мышление и ищет нестандартные решения. открыть(.pdf)

Мониторинг педагогических нововведений

Новое может вызвать к себе отрицательное отношение педагогов, родителей, обучающихся. Введённая инновация может «не вписаться», не прижиться в сложившейся системе работы. Отслеживать изменения призван мониторинг педагогических нововведений. Собранная, обработанная и проанализированная информация позволит вовремя вскрыть нежелательное развитие педагогических ситуаций и тем самым предупредить или минимизировать возникающие факторы риска. Спрогнозированные события менее опасны, чем те, которые заранее не просчитаны. открыть(.pdf)
 

Советуем прочитать
 
1. Бабанский, Ю. К. Внедрение результатов педагогических исследований в практику / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. открыть весь перечень(.pdf)
 

Задачник «экспериментальная и инновационная деятельность»

(тесты, кроссворды, викторины)


Тест «Экспериментальная и инновационная деятельность: основные термины и их определения» перейти
Кроссворд «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Задание на классификацию «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Тест «Осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» перейти
Игра на нахождение соответствующих пар «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Игра-паззл «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти

Результаты экспериментальной и инновационной деятельности

  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2023 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации инновационных проектов которых признаны ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2022 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования скачать(.docx)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации инновационных проектов которых признаны ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2021 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования скачать(.docx)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации инновационных проектов которых признаны ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2020 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования скачать(.docx)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2019 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf) 
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2018 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2017 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2016 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2015 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf)
  • Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2014 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть(.pdf)

Распространение инновационных моделей в массовой образовательной практике

Перечень утвержденных Министерством образования Республики Беларусь методических рекомендаций по распространению инноваций перейти

  • Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики 
  • Модель психолого-педагогического сопровождения становления личности гимназиста 
  • Модель формирования индивидуальной учебной деятельности учащихся 1-6 классов 
  • Модель эвристического обучения в образовательном процессе современной гимназии 
  • Модель формирования компетенций личности в образовательном процессе учреждения внешкольного воспитания и обучения 
  • Модель личностного развития учащихся на III ступени общего среднего образования 
Обратите внимание
Интернет-ресурсы