ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
12.07.2024Одним из важнейших направлений деятельности учреждений образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Значимая роль в сохранении психологического здоровья обучающихся отводится учителям, выполняющим функции классного руководителя. В обязанности данной категории учителей входит психолого-педагогическое сопровождение кризисных периодов развития учащихся.
Нахождение в кризисной ситуации провоцирует возникновение различных изменений как в эмоциональном состоянии личности, так и в содержании представлений личности об окружающих людях и взаимоотношениях с ними, о себе и своем месте в мире. Личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней: ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт. В результате этого в сознании находящегося в кризисной ситуации субъекта возможно возникновение деструктивных представлений. Наиболее уязвимыми в кризисных ситуациях жизни, в силу специфики возрастного развития, оказываются дети и подростки. Данная возрастная группа является суицидально незащищенной.
В настоящее время сотрудники ГУО «Гродненский областной институт развития образования» разрабатывают учебно-программную документацию повышения квалификации учителей, выполняющих функции классного руководителя, «Реализация учебной программы факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». Программа повышения квалификации направлена на повышение уровня психологической информированности классных руководителей и расширение спектра психологической помощи учащимся, находящимся в кризисной ситуации.
Цель повышения квалификации – развитие профессиональных компетенций учителей, выполняющих функции классного руководителя, в решении проблемы обеспечения психологического благополучия учащимся и помощи им в кризисной ситуации.
В результате освоения содержания учебной программы учителя, выполняющие функции классного руководителя, должны знать:
основные нормативные правовые и общественно-социальные аспекты своей деятельности;
о кризисных ситуациях, психотравмирующих событиях, стратегиях преодоления последствий травматических состояний, оказании психологической помощи и поддержки;
должны уметь:
диагностировать травматические состояния у субъектов образования; взаимодействовать с подростками;
использовать современные подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе;
использовать инновационные технологии организации воспитательной работы в классе;
саморазвиваться в профессиональной и личностной сфере.
Формируемые (развиваемые) компетенции: социально-психологическая; профессионально-коммуникативная; общепедагогическая профессиональная; индивидуально профессиональная; управленческая; рефлексивная.