МОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПОМОЩЬ СВЕРСТНИКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
21.05.2024Успешная социализация современных подростков обусловлена рядом причин. На макроуровне – это сама транзитивная среда (общество в переходном состоянии), основными характеристиками которой являются множественность, изменчивость и неопределенность. Адаптация подростков к таким условиям затруднена в силу недостаточной сформированности у них жизненных навыков. На микроуровне – это биологические и индивидуально-психологические особенности подростков, определяющие способность к адаптации и социализации, а также социальнопсихологические особенности подростков, находящиеся под влиянием ближайшего окружения – семьи, сверстников, педагогических работников.
В 2022 году в школах появился факультатив «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». На занятиях подростки изучают себя, учатся понимать других и оказывать поддержку друзьям, прорабатывают навыки самопомощи.
21-22 мая 2024 года в Минске проходит республиканский педагогический форум практик психологического благополучия участников образовательного процесса.
В рамках форума участники обмениваются эффективными практиками и выявляют перспективные направления совершенствования преподавания факультативного курса «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисных ситуациях».
Гродненскую область представляют заместитель начальника центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической работы Наталья Запасник и педагог-психолог государственного учреждения образования «Первомайская средняя школа» Лидского района Артур Адамович.
Артур Геннадьевич провел мастер-класс «Научись быть другом», в ходе которого участники форума познакомились с занятием для подростков по основам оказания допсихологической помощи. Основная идея обучения заключается в том, что подросток может научиться оказывать первую психологическую поддержку себе или окружающим его сверстникам. В стрессовой ситуации важно знать, как не запаниковать самому, как помочь тому, кто переживает сильные эмоции, связанные со сложной ситуацией.
- Проблемы адаптации и социализации подростков влекут за собой нарушения психического и психологического функционирования личности и наиболее заметно проявляются в девиациях – формах отклоняющегося от норм поведения, наиболее опасными из которых являются агрессивные (делинквентное) и аутоагрессивные (аддиктивное, суицидальное) формы. Перед системой образования стоит задача подготовки к взрослой жизни обученного, воспитанного и успешно социализирующегося человека. Реализация цели воспитания как формирования гармоничной, разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося не может рассматриваться вне контекста его психического здоровья и психологического благополучия, – отметила Наталья Игоревна.