ДЕТСКИЙ ДОМ И ШКОЛА: ПАРТНЕРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО

26.10.2023

Дети не могут быть предоставлены сами себе. Их непременно должны опекать и воспитывать ответственные взрослые. Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни является государственной задачей особой важности.

Вопросы организации взаимодействия учреждений образования с целью успешной социализации воспитанников учреждений образования интернатного типа смогли обсудить заместители директора, воспитатели детских домов, санаторных школ-интернатов, детских социальных приютов в рамках областного семинара-практикума «Организация воспитательной деятельности в триаде: классный руководитель – воспитатель – педагог-психолог (педагог социальный)», который прошел на базе государственного учреждения образования «Понемуньский детский дом г. Гродно».

Открыла семинар-практикум директор детского дома Нелли Стрелковская, которая познакомила участников с учреждением образования. «На сегодняшний день в Понемуньском детском доме воспитывается 47 детей от 3 до 18 лет. Всем уделяется должное внимание, забота, кому-то оказывается медицинское сопровождение. В последние годы количество детей в детском доме примерно одинаковое. Периодически передаем детей на семейные формы воспитания, и число, соответственно, уменьшается, – отмечает Нелли Андреевна. – Сейчас у нас в основном дети младшего и среднего возраста, взрослых ребят мало. Стараемся к каждому найти индивидуальный подход, определить наклонности и способности ребенка. Конечно же, этим детям нужно больше заботы, больше внимания, больше профессионализма от педагогических работников, и только совместными усилиями в партнерстве с учреждениями образования, где обучаются и пребывают наши воспитанники, эта цель является достижимой».

В ходе семинара-практикума выступили специалисты детского дома и педагогические работники учреждений образования города Гродно, где обучаются воспитанники. Так, Наталья Алехина, педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно», рассказала о создании психологически комфортного пространства для обучающихся в учреждении общего среднего образования. Людмила Усс, педагог социальный ГУО «Специальная школа г. Гродно», подчеркнула значимость конкретизации знаний о социально-бытовых умениях и навыках развития готовности к экономической и финансовой самостоятельности обучающихся. Никого не оставило равнодушным выступление классного руководителя 8 «Б» класса  ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно». Валентина Ятковская поделилась аспектами организационно-воспитательной работы в классном коллективе и отметила необходимость учета индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося, важность доверительных отношений в поддержке детей.

Также участников семинара-практикума пригласили посмотреть и оценить качество нового объекта. Летом этого года в детском доме открылась сенсорная комната, в которой есть массажное кресло и сухой бассейн, стол для рисования песком и кресло-качалка, которые позволяют детям снять нервное напряжение. Бизиборд улучшает моторику, а лампы с разноцветным излучением помогают проводить игры на развитие внимания. Интерактивную экскурсию «Звездное небо детского дома» провела педагог-психолог Наталия Носаль. «Все оборудование мы используем на постоянной основе, что позволяет улучшить память, мышление, внимание, мелкую моторику наших воспитанников. Если ребенку требуется релаксация, то мы закрываем шторы, включаем «звездное небо» и успокаивающую музыку. Дети, побывавшие здесь в тестовом режиме, просятся в комнату снова. Разработано несколько программ занятий, которые применяются в индивидуальном порядке», – рассказала специалист.

«В государстве действует система учреждений, в которых воспитываются дети-сироты и те, кто остался без попечения родителей. Партнерская деятельность, направленная на создание психологически комфортной и безопасной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и детского дома, определения плана совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры воспитателей и педагогов, освоение новых принципов жизнедеятельности и развитие новых форм общественной жизни имеет общую цель. Успешная социализация воспитанников и создание оптимальной социокультурной образовательной среды формируют нравственную, созидающую личность воспитанника, обладающую гражданской позицией, стойкими трудовыми навыками», – отметила организатор мероприятия, заместитель начальника центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической работы института Наталья Запасник.

Участники семинара-практикума отметили высокий уровень организации и проведения мероприятия и выразили уверенность в необходимости таких встреч для развития новых профессиональных компетенций.