О ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ

14.09.2022

Социально-педагогическая диагностика представляет составную часть профессиональной деятельности педагога социального и имеет непосредственное отношение ко всем компонентам этой деятельности, поскольку в центре ее внимания находится формирование важнейших социально значимых характеристик личности подростка: системы жизненных ценностей, мировоззрения, самопознания.

Именно об изучении личностных особенностей и взаимоотношений в коллективе учащихся в рамках педагогической диагностики шла речь на семинаре для заместителей директора по воспитательной работе, учителей, выполняющих функции классного руководителя, педагогов социальных Лидского района.

Основная цель мероприятия – совершенствование компетентности заместителей директора по воспитательной работе, учителей, выполняющих функции классного руководителя, педагогов социальных по вопросам проведения и использования педагогической диагностики по изучению взаимоотношений в классном коллективе и личностных особенностей учащихся, повышение конфликтологической компетентности участников образовательного процесса, – пояснила Наталья Запасник, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы.

Участники семинара познакомились с сущностью педагогической диагностики, требованиями к педагогическому диагностированию (это целенаправленность, естественность, объективность), с правилами проведения диагностики, объектом педагогической диагностики.

Наталья Игоревна затронула вопросы – метод педагогического наблюдения, исследование межличностных отношений в классных коллективах, использование социометрического метода. Особый акцент спикер сделала на выявление структуры и динамики внутригрупповых отношений, степени сплоченности-разобщенности в классном коллективе, «статуса» (внутригрупповой авторитетности) членов группы и благополучных или конфликтных участков внутригрупповых отношений.

После бурного обсуждения слушатели приняли участие в мастер-классе «Конфликтологическая компетентность педагога. Конструктивное регулирование конфликтов».

Заключительным этапом семинара стал тренинг. Участники с большим энтузиазмом тренировали навыки ведения переговоров в конфликтной ситуации, выполняли упражнения на управление эмоциями в конфликте, на взаимодействие и сотрудничество среди участников образовательного процесса, поработали с кейсами: исследование возможных конфликтных ситуаций в учреждении образования, рассмотрение сути проблем, предложение путей возможных решений, обсуждение и выбор лучших из них.