ОСНОВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ – ДИАГНОСТИКА

05.11.2021

Условия нового общества и экономики, рассматривающих дополнительное образование взрослых в качестве ведущего, по отношению к которому первоначально полученное образование является основным условием и предпосылкой, требуют от системы дополнительного образования взрослых обеспечить компетентность и полноту личности современного педагога, выступить базисным условием его профессиональной самореализации. Поэтому непрерывное и системное развитие готовности педагога к профессиональной самореализации должно стать одной из ключевых задач повышения квалификации и профессионального саморазвития.

В рамках инновационного проекта «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве» реализуется технология развития готовности к профессиональной самореализации педагога на протяжении всей трудовой карьеры (профессиональной жизни). Отправной точкой технологии является идея, что основой самореализации современного педагога и своеобразной точкой отсчета выступает его наличная базовая культура личности, уже сложившаяся в ходе социализации система ценностных ориентаций, личностных свойств, качеств, поведенческих установок человека, пришедшего в педагогическую профессию. По этой причине первый шаг представляет собой диагностику актуального состояния профессиональной самореализации педагога, уровня развития характеристик, способствующих его самореализации, выявление индивидуальных особенностей его личности, а также потребностей, которые не осознаются самим педагогом (скрытые потребности). Диагностика выступает средством и необходимым условием проектирования индивидуальных траекторий самореализации. Она представляет собой изучение:

а) ценностных ориентаций педагогов, формирующих ценностную иерархию жизненных целей, представлений о нормах поведения (ценности-средства) и определяющих образ желаемого будущего, в том числе и в профессии;

б) индивидуальных профессиональных особенностей педагогов;

в) происходящих изменений в профессиональной самореализации педагогов;

г) проблем и трудностей профессиональной самореализации педагогов,

д) возможностей и путей преодоления выявленных проблем и трудностей.

Данной проблеме посвящена сегодняшняя встреча по проекту.

Занятие по изучению, проведению и обработке результатов диагностик ценностно-смыслового укрепленного блока провели Ольга Соловей, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования, и Наталья Запасник, методист центра идеологической, воспитательной и социальной работы.