ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
30.10.2024Центр воспитательной, идеологической, социально-педагогической работы Гродненского областного института развития образования» выстраивает систему научно-методического сопровождения воспитательный работы с учетом требований государственной политики в сфере образования и региональных тенденций и особенностей воспитания.
За 2020–2024 годы методисты центра разработали и реализовали совместно с педагогами и обучающимися области 14 авторских проектов воспитательной направленности.
В Год качества центр предложил учреждениям образования методический марафон «Актуальные вопросы управления качеством воспитания» для заместителей директора по воспитательной работе учреждений общего среднего образования. Состоялась серия обучающих мероприятий по реализации управленческой функции заместителя директора по воспитательной работе, обучению технологии подготовки и проведения педагогического совета по воспитательной работе, обобщению и трансляции опыта эффективной педагогической практики воспитания.
Центр предложил также новые формы воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Так, впервые были реализованы проекты «#История#Память#Будущее.by» и «#Молодежь#Память#Будущее.by». По итогам проектов на одноименных сайтах сформирован электронный банк мультимедийных продуктов по истории Гродненской области в годы Великой Отечественной войны. Веб-ресурсы размещены в свободном доступе, используются педагогами на уроках и во внеурочной деятельности.
При реализации интернет-проекта «#Молодежь #Память#Будущее.by» центр организовал исследовательскую работу по истории Гродненщины с 90-х годов XX столетия до наших дней. Обучающиеся изучали историю на примерах жизни ветеранов войны, героев суверенной Беларуси и своей семьи. По итогам был создан банк информационных материалов об истории малой родины с 1921 по 1939 годы для использования педагогами области при проведении уроков и информационных часов, посвященных Дню народного единства 17 сентября.
Центр стал организатором апробации опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий при проведении массовых мероприятий с молодежью: онлайн-конференция о роли молодежи в сохранении гражданского мира и межнационального согласия, онлайн-викторина по истории Великой Отечественной войны, онлайн-флешмоб «Читаем солдатские письма».
Творческие работы участников, раскрывающие их отношение к стране, малой родине, представлены в виде видеосюжетов, блиц-интервью, стикеров, постер-мотиваторов. Дистанционно в реальном времени молодые люди получили возможность общаться, представлять научные исследования, высказывать свое мнение, которое может быть для них иногда весомее, чем мнение взрослого человека. В проектах задействовано более 600 участников из учреждений среднего специального образования.
В 2023/2024 учебном году проведена эстафета молодежных диалоговых площадок «Цена и ценности: помним, храним, созидаем». Свыше 1000 обучающихся учреждений среднего специального образования стали участниками 5 диалоговых площадок. Уникальность проекта состоит в совмещении технологий проблемного диалога в реальном и дистанционном пространстве, а также знакомство с достопримечательностями региона посредством экскурсионной деятельности.
Создать благоприятную среду для реализации активной жизненной и гражданской позиции, наполнить общение подростков в социальных сетях позитивным смыслом, выработать навыки группового взаимодействия – таковы задачи Instagram-проекта «@my_ediny_by». В проекте участвовало 1300 команд учреждений общего среднего образования, объединивших подростков, родителей и классных руководителей. Создан уникальный методический продукт новых форм воспитательной работы в социальных сетях. Проект направлен на вовлечение обучающихся в реализацию реальных мероприятий, коллективных творческих дел, митапов, ориентированных на позитивную, социально одобряемую деятельность и ее отражение в социальной сети: «Единство всех и уникальность каждого», «Мы – богатство наших Я», «Аффирмации моей счастливой семьи», «Чек-лист добрых дел этого лета» и др. Подростки последовательно отвечали на вопросы: что я могу сделать для себя, для своей семьи, своего класса и школы, для своей страны. Формой ответов стали реальными поступки и дела, заснятые и опубликованные в социальной сети.
Логическим продолжением Instagram-проекта стал патриотический марафон «А что ТЫ сделал для Беларуси?», посвященный 80-летию освобождения Гродненской области и Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
Каждую третью субботу месяца во всех учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области проводится День трудового воспитания и профессиональной ориентации под девизом «А что ТЫ сделал для Беларуси?». Каждая трудовая суббота посвящена отдельной теме социально значимой деятельности. Участники марафона помогали ветеранам войны, благоустраивали памятники, захоронения, объекты природы и др. Все дела визуализированы в социальных сетях с хештегом #АчтоТЫсделал.by и в созданных мультимедийных продуктах.
В стадии активной реализации находится областной проект «Судьба страны в руках учителей» (2022-2024 гг.). Основным посылом проекта является убеждение, что воспитать патриота своей страны могут только люди, настроенные патриотично, преданные своему народу и государству, личным примером формирующие патриотизм как личностное качество.
Проект «Судьба страны в руках учителей» стал востребованным и масштабным. Поступило более 350 очерков, и в каждом – истории удивительных руководителей системы образования, педагогов из всех районов области. Авторами очерков стали как ученики, так и учителя, пишущие о своих коллегах. Номинация «Нравственный подвиг педагога» отправляет нас к историческому прошлому, рассказывает об учителях – участниках Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления страны, становления независимого государства. Все 13 номинаций проекта раскрывают роль и место учителя в развитии суверенной Республики Беларусь. Преемственность поколений – это важнейший способ не только сохранения исторической памяти, но и воспитания примером.
Центральными вопросами методического сопровождения гражданского и патриотического воспитания стали еще два направления: воспитание на примере жизни и деятельности граждан, удостоенных высших государственных наград, и формирование уважительного отношения к государственной символике. Данный опыт Гродненской области дважды транслировался в научно-педагогическом журнале «Народная асвета».
Уникальным является проект духовно-нравственного воспитания детей и молодежи – конкурс на соискание педагогами области Премии имени Героя Беларуси Митрополита Филарета «За высокий уровень организации духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи». Конкурс реализуется совместно с Гродненской, Лидской, Новогрудской епархиями Белорусской Православной Церкви. За 3 года Премией имени Героя Беларуси Митрополита Филарета награждены 10 учреждений образования и 32 педагога Гродненской области. Как результат – при методическом сопровождении института создано 12 ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию (2020 год – 4). Закономерной стала победа ГУО «Гимназия № 10 имени Митрополита Филарета (Вахромеева) г. Гродно» на Первом республиканском конкурсе «Воспитать человека» памяти Героя Беларуси Митрополита Филарета (2024 год).
Понимание важности сотрудничества с родителями в вопросах воспитания привело к созданию новых форм взаимодействия с родителями: областная виртуальная школа «Успешное родительство» (2020 год), официальный Telegram-канал «Успешное родительство» (2022 год), официальный чат-бот по психолого-педагогической поддержке родителей «Опора» (2022 год), консультационный пункт «Безопасность детей – наше общее дело» (2023 год).
В 2024 году в чат-боте «Опора» создан новый раздел, направленный на поддержку приемных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа, в котором размещены материалы о саморегуляции, симптомах профессионального выгорания, способах распознавания стресса, приемах антистрессовой защиты и др. Такие формы работы позволяют, с одной стороны, размещать полезные материалы и советы для родителей, с другой – демонстрируют образцы коммуникации в родительских чатах для классных руководителей.
Авторами и идейными вдохновителями реализации всех инновационных проектов являются сотрудники центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической работы Куриленок Лилия Вацлавовна и Акимова Елена Петровна, основными модераторами – Кучинская Ольга Леонидовна и Адамович Артур Геннадьевич.
Проекты, которые запускает центр воспитательной, идеологической, социально-педагогической работы, имеют тенденцию с глобальным и долгосрочным характером и определяют качественные параметры развития педагогической общественности региона.