БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО. ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ – К ЦИФРОВИЗАЦИИ
29.09.2024Уникальной чертой двух последних десятилетий стало появление большого числа прорывных инноваций и беспрецедентные темпы их распространения. Всё это стало возможным благодаря появлению цифровизации.
В середине 80-х годов ХХ века начинается применение компьютерных технологий в образовательном процессе. Постепенно новые информационные технологии проникают во все сферы общества.
С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники») стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза.
Урок информатики в советской школе (фото носит иллюстративный характер)
Глобальность процесса информатизации, изменения характера социального заказа в школе и необходимость решения новых образовательных задач придают особую актуальность деятельности Гродненского института по повышению квалификации и переподготовке кадров, углублению профессиональных знаний и навыков педагогов.
В 1985 году в институте был создан кабинет информатики и вычислительной техники. Организованы курсы по переподготовке учителей математики и физики в связи с появлением в школе электронно-вычислительной техники.
В 1987 году в институте был установлен кабинет вычислительной техники (ВТ), оснащенный ПЭВМ отечественного производства «Агат». Позже эти компьютеры были заменены более новыми ПЭВМ «Ямаха-2». На базе кабинетов обучались слушатели повышения квалификации всех категорий.
Заведующим кабинетом стала Гутовская Галина Викторовна и возглавляла его работу до 2004 года.
Гутовская Г.В. разработала программы курсов и учебные планы повышения квалификации по использованию компьютерных технологий для всех категорий педагогических работников. По её руководством сотрудники кабинета принимали участие в международных и республиканских семинарах и конференциях, делились опытом работы по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе.
При Гутовской Г.В. в институте была разработана компьютерная система тестирования слушателей курсов, создание банков и баз данных автоматизированного учета педагогических кадров.
Со временем в связи с поставками в школы области компьютеров отечественного производства КУВТ «Корвет» в институте был установлен класс вычислительной техники. В тот период функционировали два IBM-класса на 14 и 13 рабочих мест; классы работали в локальной сети. Практически в каждом отделе и на всех кафедрах института имелись компьютеры, частично объединенные в единую локальную сеть.
На базе кабинета проводились целевые курсы по использованию вычислительной техники для сотрудников института и областного управления образования, для заведующих районными отделами образования.
Институт проводил областные целевые курсы повышения квалификации для заведующих районными и городскими отделами образования по теме «Использование информационных технологий в управленческой деятельности». На курсах слушатели знакомились с главными направлениями развития современных информационных технологий в образовании, аппаратными и программными средствами персональных компьютеров, операционной системой Windows, возможностями использования компьютерных средств для подготовки деловой документации, обработки и анализа данных.
Для учащихся города на базе кабинета вычислительной техники института были организованы платные курсы «Компьютерная грамотность» по тогда востребованным темам «Язык программирования Паскаль» и «Знакомство с операционной системой Windows».
В 1995 году кабинет информатики и вычислительной техники был преобразован в кабинет информационно-технического обеспечения.
С 1 января 1997 года вместо кабинета появился отдел информационно-технического обеспечения учебного процесса.
С 1999 года в институте впервые в республике были организованы курсы для учителей начальных классов «Использование информационных технологий обучения в начальной школе». Эти курсы пользовались большим спросом у слушателей, поэтому проводились ежегодно.
В тот период в институте были разработаны и внедрены в учебный процесс на курсах переподготовки программы «Компьютерное образование» для специальности «Практическая психология», «Дефектология» и «Компьютерные и информационные технологии» специальности «Менеджмент в сфере образования». Содержание занятий позволяло формировать у слушателей способность действовать в информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе информационных технологий. Основная цель внедренных программ − обучить слушателей с помощью компьютера решать профессиональные задачи.
С 1999 года Гродненский областной институт начал пользоваться доступом в Интернет по выделенной линии.
В 2004 году отдел информационно-технического обеспечения учебного процесса возглавил Полегошко Петр Владиславович.
Он оказывал методическую помощь учителям области, заведующим методическими кабинетами по внедрению информационных технологий в учебно-методический процесс. Работал над созданием единого информационного образовательного пространства Гродненской области. Под руководством Полегошко П.В. были созданы базы данных по 11 темам научно-практической деятельности.
Полегошко П.В. с коллегой Сташенко Вероникой Валентиновной (2008–2010 гг.) |
С 2010 по 2018 год отдел информационно-технического обеспечения учебного процесса возглавляла Науменко Жанна Николаевна.
Сотрудники отдела проводят занятия в компьютерном классе с коллегами по институту
В июне 2011 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выдало институту регистрационные свидетельства о регистрации официального сайта института и информационного ресурса «Методическое сопровождение учебного процесса».