ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА
28.09.2024Кафедра психолого-педагогического сопровождения образования была создана в 1986 году.
С 2016 года и по настоящее время заведующим кафедрой является Габинская Алла Александровна, кандидат философских наук.
Сотрудники кафедры психолого-педагогического сопровождения образования, 2024 год
Кафедра оказывает учебно-методическое, научно-методическое, организационно-методическое и научное сопровождение и развитие педагогических кадров на основе нового уровня теоретических знаний, практических умений, навыков, компетенций педагогов и специалистов образования региона.
Направления деятельности кафедры:
повышение уровни психологической культуры педагогов;
профессиональная самореализация личности педагога;
профилактика стрессовых ситуаций у субъектов образования;
формирование региональных групп реагирования в кризисных состояниях субъектов образования;
использование знаний специальной психологии в контексте реализации принципа инклюзии;
организация межличностного взаимодействия в замещающей семье;
обеспечение половой неприкосновенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в условиях замещающей семьи;
психологическая безопасность субъектов образования;
повышение конфликтологической компетентности педагогов;
организация процесса в профильных классах педагогической направленности.
Сотрудники кафедры Голикова Г.В. и Драгун Д.Н. проводят семинар онлайн
На базе кафедры функционируют 2 центра − песочной терапии и профориентационного консультирования.
Центр песочной терапии «Sand Art» создан в январе 2016 года. Первым руководителем центра стала Костюк Наталья Чеславовна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования института. Она получила специальное образование в России, поэтому стала первым в Республике Беларусь сертифицированным специалистом по песочной терапии.
Открытие центра песочной терапии «Sand Art», 2016 год
На открытии центра в 2016 году Наталья Чеславовна Костюк рассказывала корреспонденту издания «СБ. Беларусь сегодня»: «Психологу и преподавателю то, что создал ребенок, лучше всех слов расскажет о его внутреннем состоянии… Песок обладает возможностью поглощать негативные человеческие эмоции. Поэтому занятия пескотерапией – это, по сути, релаксационная площадка. Эта методика предусматривает различные упражнения и игры, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии, внимания, речи, мелкой моторики. Очень эффективна она в работе с гиперактивными детьми. Но главное – песочная терапия позволяет справляться с глубинными психологическими проблемами. Дети любят выстраивать целые миры из песка. И если в этот момент рядом присутствует психолог, просто задавая какие-то вопросы, он может помочь ребенку самостоятельно отыскать внутренние ресурсы, чтобы выйти из психотравмирующей ситуации».
Фрагменты занятий с детьми в центре песочной терапии института
За первые 2 месяца после открытия центра семинары по песочной терапии в Гродненском институте посетили около 100 человек: психологи, логопеды, воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. В Гродненском регионе на уровне учреждений образования это первый опыт такой практической работы со специалистами.
Костюк Н.Ч. проводит занятия в центре песочной терапии, 2016 год
В Гродненском областном институте впервые в республике Костюк Н.Ч. начала проводить тренинги с элементами песочной терапии для областной команды учащихся 8-11 классов − участников республиканских предметных олимпиад.
Драгун Д.Н. проводит занятия в центре, 20-е гг. XXI века
Сейчас центр оснащен современным оборудованием и различными типами песка: цветным, специальным песком для рисования на световых панелях, кинетическим песком для лепки и создания образов. Руководит центром Драгун Дарья Николаевна, старший преподаватель кафедры, магистр психологических наук, аспирант, сертифицированный арт-терапевт. Центр предоставляет практические рекомендации по социально-психологическому сопровождению целевой группы в образовательном пространстве.
Фрагменты занятий со взрослыми в центре песочной терапии института, 20-е гг. XXI века
Центр профориентационного консультирования был открыт в сентябре 2018 года. Руководит центром Власенкова Ольга Дмитриевна, старший преподаватель кафедры, магистр психологических наук.
Ольга Дмитриевна проводит диагностику индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей обучающихся 8-11 классов, оказывает консультативную помощь в выстраивании профессионального и образовательного пути обучающихся, а также предоставляет рекомендации по выбору специальностей и совершенствованию типа личности обучающихся в соответствии с индивидуально-личностными особенностями и требованиями профессиональной среды.
Ежегодно центры кафедры посещают более 50 семей и 300 субъектов образования.