У ИСТОКОВ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
20.09.2024Олимпиадное движение в Республике Беларусь – пожалуй, самое яркое звено в национальной системе общего среднего образования.
Олимпиада – это интеллектуальное соревнование учащихся, призванное выявлять и развивать их творческие способности. История олимпиадного движения в СССР началась в 1930-е годы с проведения первых предметных олимпиад по математике, физике, химии. Множество новых олимпиад появились в послевоенный период. В их организации принимали участие высшие учебные заведения. С 1950 года в БССР стали регулярно проводиться олимпиады школьников по физике, химии, математике, астрономии. В 1960-е годы появляются олимпиады по биологии и географии. В 1967 году впервые были организованы Всесоюзные олимпиады по математике, физике и химии.
Награждение победителей и призеров математической олимпиады, 1958 год
Благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству отделов народного образования и институтов усовершенствования учителей в 1960–1970-е годы педагоги и учащиеся стали активно приобщаться к олимпиадному и конкурсному движению, которое начиналось с нескольких учебных предметов естественно-научного цикла и с буквально сотни участников.
Система развития интеллектуальных соревнований постепенно набирала обороты: организовывались олимпиады по новым учебным предметам и открывались школы с углубленным изучением. Появилось большое количество гуманитарных олимпиад – по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву. Например, в 1970-е годы в Беларуси проводились районные и областные олимпиады по белорусскому языку, а первая республиканская олимпиада по предмету состоялась в 1980 году в Минске. В результате системной работы учителей и методистов Гродненского областного института усовершенствования учителей в 1990-е годы наблюдался всплеск выступлений по данному предмету. В то же время начала работать созданная методистами института единая система мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам: были организованы первые учебно-тренировочные сборы.
Благодаря планомерным совместным усилиям руководящих работников, рядовых педагогов и квалифицированных специалистов Гродненского областного института закладывался прочный фундамент для функционирования олимпиадного движения.
Постепенно расширялся перечень учебных предметов, по которым в Республике Беларусь проводились олимпиады. С 1997 года начали проводить олимпиады по истории, с 2004 – по обществоведению, с 2006 – по трудовому обучению, а с 2018 года – по физической культуре и здоровью.
Основанная на лучших традициях отечественной педагогики, система работы с одаренными учащимися в институте продолжает развиваться. На сегодняшний день – это 18 учебных предметов, 10 надпредметных направлений системы дополнительного образования детей и молодежи и тысячи участников.