ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ РЕФОРМ

03.09.2024

В 80-е годы XX века в системе дошкольного воспитания происходят значительные изменения: переход к обучению в школе с шестилетнего возраста, отказ от учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах, новые «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984) и «Концепция дошкольного воспитания» (1989).

 Занятие по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста

 Занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада

В 90-е годы управление дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь становится настоящим генератором разработки новых, соответствующих времени, идей дошкольной педагогики и внедрения их в практику. Принимаются важнейшие инструктивные и программно-методические документы, определяющие состояние и развитие системы дошкольного образования в республике. Дошкольные учреждения становятся учреждениями открытого типа, появляются различные их виды и профили, изменяются функции (на первом месте – охрана жизни и здоровья детей).

Происходящие в системе образования реформы требовали совершенствования научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников. Такую важную для государства и общества задачу в Гродненском областном институте усовершенствования учителей реализовывали методисты кабинета дошкольного воспитания Валентина Фёдоровна Кашуба и Ирина Казимировна Лапыш. Высококвалифицированная помощь, оказываемая ими, позволяла методистам отделов образования, руководителям и педагогам детских садов ориентироваться в динамично изменяющихся условиях, обеспечивать качество воспитательного процесса. Специалисты кабинета дошкольного воспитания разрабатывали методические рекомендации, изучали и обобщали передовой педагогический опыт, участвовали в республиканских и областных научно-практических конференциях. Материалы в помощь руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений, автором которых является Валентина Фёдоровна Кашуба, хранятся в фондах Национальной библиотеки Беларуси (ссылка).

 Кашуба Валентина Фёдоровна

За безупречную работу и профессионализм Кашуба В.Ф. награждена Почётной грамотой Министерства просвещения БССР, нагрудным знаком «Выдатнік народнай асветы», Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Почётной грамотой администрации Октябрьского района г. Гродно.

 Лапыш Ирина Казимировна

Ирина Казимировна Лапыш особое внимание уделяла повышению квалификации работников дошкольных учреждений области, на лекциях пропагандировала новейшие достижения науки и практики по воспитанию детей дошкольного возраста. Безупречно выполняла общественную работу, много лет была членом профкома института. Награждена Почётными грамотами Министерства просвещения БССР, Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Грамотой отдела образования Гродненского облисполкома, нагрудным знаком «Выдатнік народнай асветы», медалью «Ветеран труда».

Стремительно развивается система образования. Возрастают требования к профессиональной компетентности педагогов. Непрерывное дополнительное образование взрослых предъявляет требования к качеству методической работы. И сегодня сотрудники отдела дошкольного и специального образования института успешно реализуют приоритетную задачу – оказывать качественное и своевременное методическое сопровождение руководителей и педагогических работников учреждений дошкольного образования Гродненской области.