ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА – В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ

31.08.2024

В 80-е годы в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничестваАвтором идеи педагогики сотрудничества стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, в котором воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учащимся.

Инициатором изучения деятельности зарождающихся авторских школ стала Голикова Галина Васильевна, в работавшая в институте с 1983 года методистом кабинета воспитательной работы, впоследствии – заведующая этого кабинета, в настоящее время – старший преподаватель кафедры идеологического и политического образования взрослых.

Галина Васильевна вспоминает: «Это был глоток свежего воздуха для прогрессивных педагогов, которые работали в то время в институте. «Учительскую газету» зачитывали до дыр, передавая из рук в руки. По инициативе методистов стали создаваться творческие группы из числа наиболее интересных и активных педагогов области, которые предлагали свои идеи по внедрению педагогики сотрудничества в практику работы педагогических коллективов Гродненской области.

Узнав, что в Академии педагогических наук СССР будет рассматриваться вопрос о деятельности авторских школ с последующим посещением школы № 825 г. Москвы, авторской школы В.А. Караковского, я по собственной инициативе, согласовав с администрацией, решила принять участие в этом мероприятии, отправившись в Москву. Впечатлений и интереснейших идей я привезла столько, что несколько месяцев ежедневно меня приглашали на встречи с педагогическими коллективами школ  г. Гродно и области для обмена этими впечатлениями и идеями. И в школу к                      В.А. Караковскому организованно поехали педагоги Гродненщины, чтобы своими глазами все увидеть и напитаться  вдохновляющей энергией».

Деятельность сотрудников института стала более разнообразной, инициативной, творческой. В 1984 году на базе института проводился Всесоюзный семинар директоров ИУУ, который способствовал установлению связей с коллективами институтов России, Литвы, Латвии, Эстонии. Сотрудники побывали у коллег из Ленинграда, Вильнюса, Риги, Таллина с целью обмена опытом. Рациональные идеи были заимствованы и адаптированы к условиям нашей деятельности. Такие поездки сближали и сплачивали коллектив.

Опыт работы института был представлен на всесоюзных семинарах, был проведён республиканский семинар заведующих районных, городских методических кабинетов, курсы заместителей директоров школ Монгольской Народной Республики.  

На педагогических чтениях, конференциях, которые проводились в институте, выступали известные ученые: Ю.К. Бабанский, советский педагог, вице-президент Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор; М.М. Поташник, член-корреспондент (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор; Ю.Н. Кулюткин, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор. Это были значимые встречи с учеными, стимулирующие деятельность сотрудников института и педагогического сообщества Гродненщины.

Педагогика сотрудничества активно внедрялась в практику работы педагогических работников Гродненского региона.