ОХРАНА ДЕТСТВА – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ
24.08.2024С первых дней освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков государство взяло опеку над детьми, оставшимися без родителей.
В структуру отдела народного образования исполкома Гродненского областного Совета депутатов трудящихся, созданного 6 октября 1944 года, вошли 5 секторов. Один из них – сектор детских домов. Методистам института было поручено подобрать кадры для работы в детских домах, обеспечить методической литературой воспитателей.
К декабрю 1945 года в области насчитывалось 16 детских домов и одна школа для слепых детей. В 1947 г. в г.Гродно открыто специальное РУ № 25 для детей и подростков, оставшихся без родителей.
В 1959 году на базе детских домов начинаются создаваться школы-интернаты. Первыми школами-интернатами стали Адампольский и Альбертинский. А в 1960/1961 учебном году действовали Озёрская, Мостовская, Ворнянская, Порозовская, Новогрудская, Свислочская, Гродненская, Верейковская, Альбертинская, Лидская, Адампольская, Ошмянская школы-интернаты с общим количеством учащихся – 2605 человек с первого по десятые классы.
Школы-интернаты имели разную направленность: специальные, санаторные, пришкольные интернаты – общежития для детей, которые жили далеко от школы и не имели возможности посещать ее ежедневно.
С середины 90-х годов открываются детские дома смешанного типа. В 1992 году такой дом для детей, оставшихся без попечения родителей, был открыт в г. Волковыске. В 1995 году – детский дом смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в д. Понемунь.
Постепенно число интернатных учреждений в области, как и во всей Беларуси, сокращается: за последние 10 лет – в три раза.
Сегодня используются различные формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей: дети проживают в детских домах семейного, в опекунских и приемных семьях. В 2024 году в Гродненской области функционируют 2 детских дома, 3 санаторных и 4 специальных школ-интернатов.
На протяжении 80 лет методисты института повышали квалификацию воспитателей школ-интернатов, изучали состояние учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процесса, обобщали опыт работы интернатных учреждений, оказывали методическую и консультационную помощь специалистам по охране детства.
В историю успеха института внесли свой вклад:
Говор Мария Михайловна, методист кабинета школ-интернатов и спецшкол в 1968 – 1985 гг.; «Отличник народного образования СССР» и «Отличник народного образования БССР».
Микулич Нелля Владимировна, методист, зав кабинетом школ-интернатов, специальных школ и детских домов в 1970 – 1995 гг.; «Отличник народного образования БССР», награждена медалью «За трудовую доблесть».
Лобур Тамара Григорьевна, методист по опеке и попечительству в 1979 – 1995 гг.; «Отличник народного образования БССР», «Заслуженный учитель БССР».