ОХРАНА ДЕТСТВА – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ

24.08.2024

С первых дней освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков государство взяло опеку над детьми, оставшимися без родителей.

В структуру отдела народного образования исполкома Гродненского областного Совета депутатов трудящихся, созданного 6 октября 1944 года, вошли 5 секторов. Один из них – сектор детских домов. Методистам института было поручено подобрать кадры для работы в детских домах, обеспечить методической литературой воспитателей.

К декабрю 1945 года в  области  насчитывалось 16 детских домов и одна школа для слепых детей. В 1947 г.  в г.Гродно открыто  специальное     РУ № 25 для детей и подростков, оставшихся без родителей.

В 1959 году на базе детских домов начинаются создаваться школы-интернаты. Первыми школами-интернатами стали Адампольский и Альбертинский. А в 1960/1961 учебном году действовали Озёрская, Мостовская, Ворнянская, Порозовская, Новогрудская, Свислочская, Гродненская, Верейковская, Альбертинская, Лидская, Адампольская, Ошмянская школы-интернаты с общим количеством учащихся – 2605 человек с первого по десятые классы.

Школы-интернаты имели разную направленность: специальные, санаторные, пришкольные интернаты – общежития для детей, которые жили далеко от школы и не имели возможности посещать ее ежедневно.  

С середины 90-х годов открываются детские дома смешанного типа. В 1992 году такой дом для детей, оставшихся без попечения родителей, был открыт в  г. Волковыске. В 1995 году – детский дом смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в д. Понемунь.

Постепенно число интернатных учреждений в области, как и во всей Беларуси, сокращается: за последние 10 лет – в три раза.

Сегодня используются различные формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей: дети проживают в детских домах семейного, в опекунских и приемных семьях. В 2024 году в Гродненской области функционируют 2 детских дома, 3 санаторных и 4 специальных школ-интернатов.

На протяжении 80 лет методисты института повышали квалификацию воспитателей школ-интернатов, изучали состояние учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процесса, обобщали опыт работы интернатных учреждений, оказывали методическую и консультационную помощь  специалистам по  охране детства.

В историю успеха института внесли свой вклад:

Говор Мария Михайловна, методист кабинета школ-интернатов  и спецшкол   в  1968 – 1985 гг.; «Отличник народного образования СССР» и «Отличник народного образования БССР».

Микулич Нелля Владимировна, методист, зав кабинетом школ-интернатов, специальных школ и детских домов в 1970 – 1995 гг.; «Отличник народного образования БССР», награждена медалью «За трудовую доблесть».

Лобур Тамара Григорьевна, методист по опеке и попечительству в 1979 – 1995 гг.; «Отличник народного образования БССР», «Заслуженный учитель БССР».