История и традиции

В соответствии с постановлением коллегии Народного комиссариата просвещения БССР от 1 ноября 1944 года и решением исполкома Гродненского областного совета депутатов трудящихся № 223 от 27 ноября 1944 года возобновлена работа Института усовершенствования учителей в городе Гродно. Целью его деятельности являлось повышение квалификации и переподготовка учителей Гродненской области. В институте организовывались вечерние и воскресные курсы учителей по предметам, проводились семинары по разработке актуальных вопросов обучения и воспитания, совещания и конференции по проблемам совершенствования преподавания.

С 1954 года институт систематически повышает квалификацию учителей области. Большое внимание в обучении слушателей уделялось связи теории с практикой, ознакомлению учителей с основами промышленного и сельскохозяйственного производства, формированию практических умений и навыков в проведении опытов и демонстраций, экскурсий, подготовке учебно-наглядных пособий. Лучшие наглядные пособия, изготовленные руками курсантов, экспонировались в институте на постоянно действующей выставке.

С 1967 года в организации курсов наметился дифференцированный подход: планы составлялись для молодых специалистов и опытных учителей. Особое место в повышении квалификации занимали практические занятия, направленные на развитие умений педагогов использовать эффективные формы и методы обучения учащихся.
Деятельность Гродненского областного института усовершенствования учителей систематически заслушивалась на заседаниях Совета отдела просвещения облисполкома, коллегии Министерства просвещения БССР. За победу во Всесоюзном соревновании по успешному выполнению и перевыполнению планов и заданий 11 пятилетки за 1983 год Гродненский областной институт усовершенствования учителей был награжден переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

В 1984 году Гродненский областной институт усовершенствования учителей был награжден Почетной грамотой Министерства просвещения БССР. Неоднократно институт награждался дипломами 1 и 2 степени ВДНХ СССР за представленные материалы. Медалей и дипломов выставки был удостоен ряд сотрудников института и педагогов области.

С 1 января 1997 года Институт усовершенствования учителей решением Гродненского областного исполнительного комитета №380 от 21.10.1996 г. преобразован в учреждение образования «Гродненский областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования». Возглавлял институт до 1998 года С.И. Соколовский (доцент). С 1999 года ректором института был доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Белорусской академии наук В.А. Барков.

Актуальной в этот период времени стала задача обучения слушателей проектированию инновационных практик, что должно было стать решающим фактором непрерывного профессионального развития. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников осуществлялось на базовых (в течение месяца), целевых, проблемных, авторских (в течение 2 недель) курсах. По заявкам отделов образования проводились выездные курсы. С 1996 года были открыты 9-месячные курсы переподготовки по специальности «Практическая психология». Затем – очно-заочные курсы и 9-месячные курсы переподготовки по следующим специальностям: «Социальная педагогика», «Дефектология», «Немецкий язык», «Английский язык», «Менеджмент в сфере образования». С 2002 года система повышения квалификации кадров в Республике Беларусь перешла на краткосрочное (до 2 недель) обучение.

В 2007 году в институте был открыт «Музей истории образования на Гродненщине». Значительный вклад в его создание внес ректор института В.А. Барков и методист учебно-методического отдела А.П.Реунова, которая и стала его руководителем.

Решением Гродненского областного исполнительного комитета №758 от 14 октября 2008 года «О переименовании учреждения образования» учреждение образования «Гродненский государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» переименовано в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования».

В 2011 году Министерство связи и информатизации РБ выдало институту регистрационные свидетельства о регистрации официального сайта института и информационного ресурса «Методическое сопровождение учебного процесса».

В этом же 2011 году институту выдан сертификат соответствия требованиям СТБ ISO 9001-2009 по предоставлению услуг по повышению квалификации кадров на базе высшего и среднего специального образования, обучению руководящих работников и специалистов образования в межкурсовой период; по осуществлению научно-методической деятельности.

В 2008–2009 годах исполняла обязанности ректора кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Борисюк.

С 2009 по 2014 годы – ректор института – кандидат филологических наук, доцент С.Я. Кострица. Под ее руководством произведен капитальный ремонт здания института с модернизацией общежития, аудиторий, обновлен парк компьютерной техники и программного обеспечения. Соответствие системы менеджмента требованиям СТБ ISO 9001-2009 подтверждается сертификатом соответствия, зарегистрированным в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Институт получил право заниматься издательской деятельностью (свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/372 от 23.06.2014 г.).

С 2014 года ректором института назначена С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент. Была определена новая Миссия института: «Дополнительное образование – для самореализации личности и на благо региона». Институт становится образовательным центром, обеспечивающим развитие региональной системы образования на основе использования эффективного опыта и инноваций, интеграции в мировое образовательное пространство. Образовательный процесс, его содержание и технологии способствуют самореализации личности, профессиональному росту педагога, повышению его компетентностей.

Значительная роль в этом принадлежит коллективу института, всей команде методистов, профессорско-преподавательскому составу, техническому персоналу и высокой организационной культуре, а также уровню понимания и взаимодействия с главным управлением образования Гродненского областного исполнительного комитета и районными отделами (управлениями) образования. За короткий период сотрудниками института защищены 7 магистерских диссертаций. В 2015 году защищена кандидатская диссертация (Е.В. Казановская) по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания с присуждением ученой степени кандидата педагогических наук.

На протяжении многих лет в институте работает Школа молодого педагога, основной задачей которой является введение молодых специалистов в профессию через ценностное осмысление профессиональной деятельности как личностно преобразующей и создание условий для их творческой самореализации. Школа функционирует в нескольких форматах: Летняя (очная) школа, сетевое взаимодействие, консультационная поддержка и уже давно приобрела статус международной.

Создана виртуальная система непрерывной поддержки педагогов Гродненской области (более 20 сетевых сообществ). С 79 в 2011/2012 учебном году до 225 в 2020 году увеличено число учреждений образования, реализующих экспериментальные и инновационные проекты. В регионе функционируют 48 областных ресурсных центров.

Заметным событием в истории института стало открытие первого в стране Центра песочной терапии «Sand Art» для детей и взрослых (18 мая 2016 г.). Центр оснащен современным оборудованием и различными типами песка: цветным, специальным песком для рисования на световых панелях, кинетическим песком для лепки и создания образов.

С 2018 года в институте действует Центр профориентационного консультирования обучающихся 8–11 классов и их родителей. Цель работы Центра – оказание помощи в профессиональном самоопределении. Организована работа Диамант-студии (для учителей, имеющих квалификационную категорию «учитель-методист»), лаборатории исследователя «От поиска к открытию» (для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью), профильного лагеря с круглосуточным пребыванием «ПрофСТАРТ» для учащихся 10 классов учреждений общего среднего образования, посещающих факультативные занятия «Введение в аграрные профессии» и «Введение в педагогическую профессию» и другое. С целью популяризации аграрных профессий среди выпускников учреждений общего среднего образования Республики Беларусь институт совместно с учреждением образования «Гродненский государственный аграрный университет» с 2018 года проводит сессии образовательной платформы «АгроКЛАСС». За организацию работы образовательной платформы «АгроКЛАСС» для педагогических работников республики, преподающих факультативные занятия аграрной направленности (институт награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь). В 2020 году создана Виртуальная школа «Уроки онлайн. От начального до среднего специального образования!».

Достижения в организационно-методической, научно-методической и исследовательской работе реализуется в ряде государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. С 2019 года институт стал инициатором и участником экспериментального проекта «Апробация модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности обучающихся в межкультурной образовательной среде» (руководитель эксперимента Л.М. Тарантей, декан факультета профессиональной самореализации института).

Научно-методическое сопровождение системы образования Гродненской области выстроено в соответствии с Концепцией самореализации педагога в непрерывном образовании, разработанной С.А. Сергейко. В 2019 году учебному пособию «Самореализация личности педагога: составляющие успеха» (авторы: С.А. Сергейко, А.А. Мурашев, Д.Р. Мышко, И.В. Пивоварчик, Л.М. Тарантей, С.Р. Хамылева, Ю.Ч. Миленкевич, Л.И. Тарима) присвоен гриф «Рекомендовано учебно-методическим объединением в сфере дополнительного образования взрослых по профилям образования «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное образование».

Успехи и достижения регионального образования, опыт лучших педагогов, проблемы и перспективы развития образования обсуждаются на страницах ежеквартального научно-методического журнала «Вестник образования. Гродненский регион» (учредитель и издатель ГУО «Гродненский областной институт развития образования»).

Ведется активная международная деятельность. Заключены договоры и соглашения о совместной деятельности в сфере образования с 19 организациями 7 иностранных государств. Проводятся совместные научные конференции, семинары, вебинары и др.

В 2017 году осуществлен переход системы менеджмента качества института на новую версию стандарта СТБ ISO 9001-2015, а в 2019 году институт подтвердил государственную аккредитацию на соответствие заявленному виду «институт развития образования».

В последнее десятилетие ведется активная работа в направлении модернизации и усилении практико-ориентированной составляющей образовательного процесса, развитии дистанционных форм повышения квалификации, укрепления положительного имиджа института и его влияния на внешнюю образовательную среду, реализации модели «Институт 4.0».

Успехи и результаты деятельности института оценены правительством Республики Беларусь и руководством Гродненского областного исполнительного комитета. В 2018 году институт стал Лауреатом премии Гродненского областного исполнительного комитета за достижения в области качества 2017 года, а в 2020 году – Дипломантом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2019 года.

Решением Гродненского областного исполнительного комитета от 21.05.2021 № 262 за достижения высоких показателей, профессионализм и значительный вклад в развитие образования региона Гродненский областной институт развития образования занесен на областную Доску почета по итогам 2020 года.