• Национальный образовательный портал
  • Вестник образования
  • Центра песочной терапии «SAND ART»
  • Межведомственное взаимодействие при оказании кризисной помощи несовершеннолетним: проблемы и перспективы
  • Вчера и сегодня
Как Вы оцениваете актуальность содержания на нашем веб-сайте?
Актуальное
Скорее актуальное
Не слишком актуальное
Совсем не актуальное

 
ГУО »Гродненский областной институт развития образования»: история и современность
В соответствии с постановлением коллегии Народного комиссариата просвещения БССР от 1 ноября 1944 года и решением исполкома Гродненского областного совета депутатов трудящихся №223 от 27 ноября 1944 года возобновлена работа Института усовершенствования учителей в городе Гродно. Целью его деятельности являлось повышение квалификации и переподготовка учителей Гродненской области.
Директор института – В.Я.Берковский и его заместитель Е.С.Эскина. В составе института были заведующий методическим кабинетом и 2 методиста. Организовывались вечерние и воскресные курсы учителей по предметам, проводились семинары по разработке актуальных вопросов обучения и воспитания, совещания и конференции по проблемам совершенствования преподавания.
С 1954 года институт систематически повышает квалификацию учителей области. Большое внимание в обучении слушателей уделялось связи теории с практикой, ознакомлению учителей с основами промышленного и сельскохозяйственного производства, формированию практических умений и навыков в проведении опытов и демонстраций, экскурсий, подготовке учебно-наглядных пособий. Лучшие наглядные пособия, изготовленные руками курсантов, экспонировались в институте на постоянно действующей выставке.
С 1967 года в связи с переходом школ на новое содержание обучения активизировалась деятельность сотрудников института, появились новые формы работы. В организации курсов наметился дифференцированный подход: планы составлялись для молодых специалистов и опытных учителей. Особое место в повышении квалификации занимали практические занятия, направленные на развитие умений педагогов использовать эффективные формы и методы обучения учащихся. Основная часть учебного времени на курсах отводилась вопросам теории и методики преподаваемого предмета.
В 1979 году в институте работали 39 человек: директор (С.И.Соколовский), заместитель директора по учебно-методической работе (Н.П.Хмурчик), 21 заведующий кабинетом, 14 методистов, заведующий библиотекой и библиотекарь.
Деятельность Гродненского областного института усовершенствования учителей систематически заслушивалась на заседаниях Совета отдела просвещения облисполкома, коллегии Министерства просвещения БССР. За победу во Всесоюзном соревновании по успешному выполнению и перевыполнению планов и заданий 11 пятилетки за 1983 год Гродненский областной ИУУ был награжден переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

 

В 1984 году Гродненский областной ИУУ был награжден Почетной грамотой Министерства просвещения БССР.
Неоднократно институт награждался дипломами 1 и 2 степени ВДНХ СССР за представленные материалы. Медалей и дипломов выставки был удостоен ряд сотрудников института и педагогов области.
В 1986 году были открыты 2 кафедры: педагогики и психологии (зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент С.В.Белохвостова) и социальных наук (зав. кафедрой кандидат исторических наук, доцент И.И.Ковкель). В 1991 году начала работать лаборатория «Организация и средства обучения», которая в 1994 году была преобразована в кафедру экономики, управления и организации воспитательной работы (заведующий лабораторией, затем заведующий кафедрой кандидат философских наук, доцент М.В.Фурс).
В 1990 году в структуру Гродненского ОИУУ был введен областной учебно-методический кабинет профтехобразования, который решением Гродненского областного исполнительного комитета 21 октября 1996 года №381 был преобразован в Гродненский областной учебно-методический центр профессионального образования.
В 1992 году в структуру института введена бухгалтерия (главный бухгалтер М.В.Хорунжая).
В 1993 году с целью пропаганды творчества слушателей открыт Музей творчества педагогов-умельцев (руководитель Л.С.Полякова).

С 1 января 1997 года Институт усовершенствования учителей решением Гродненского областного исполнительного комитета №380 от 21.10.1996г. преобразован в учреждение образования «Гродненский областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» (ИПК и ПРР и СО). Возглавлял институт до 1998 года С.И.Соколовский (доцент). С 1999 года ректором института был доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Белорусской академии наук В.А.Барков, проректором по учебно-методической работе – кандидат педагогических наук, доцент Г.Г.Борисюк, проректором по научной работе – доктор исторических наук, профессор В.В.Швед, проректором по административно-хозяйственной работе – И.С.Суринова (1997–2000гг.), позже – А.Е.Калинин (2000–2008гг.), И.А.Сидюк (2008–2009гг.).
На основании «Положения об институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» (приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 04.11.1995г.№430) был утвержден Устав института, создан Ученый совет, ректорат.
Актуальной в этот период времени стала задача обучения слушателей проектированию инновационных практик, что должно было стать решающим фактором непрерывного профессионального развития. Было создано 2 факультета, спецфакультет по переподготовке кадров, 3 кафедры, 8 учебно-методических кабинетов. Затем было принято решение Ученого совета оставить только факультет повышения квалификации (декан – кандидат психологических наук, доцент С.В.Белохвостова), 3 кафедры: психологии, общей и коррекционной педагогики (заведующий – кандидат педагогических наук, доцент Ю.И.Куницкая (2001–2003гг.), В.И.Панасюк (2003–2007гг.), кандидат психологических наук, доцент Л.А.Семчук (2007–2010гг.)); кафедра управления и организации образования (заведующий – кандидат философских наук, доцент М.В.Фурс (по 2001г.), Л.П.Попенюк (2001–2004гг.), кандидат педагогических наук, доцент О.Г.Мельникова (2005–2010гг.)); социально-гуманитарных дисциплин и частных методик (заведующий – кандидат исторических наук, доцент Н.Л.Евдокименко).
В новую структуру вошли 4 отдела: учебно-методический (начальник отдела Н.Б.Новицкая (1997–2001гг.), Л.П.Губич (2001–2008гг.)); образовательных систем и технологий (начальник отдела Л.М.Сачевко (1997–2002гг.), Н.Н.Мордухай (2003–2007гг.), А.В.Рыкова (2007–2010гг.)); информационно-технического обеспечения учебного процесса (начальник отдела Г.В.Гутовская (1997–2004гг.), П.В.Полегошко (2004–2010гг.)); организации учебного процесса (начальник отдела Е.И.Тафилевич (1997–2005гг.), Н.Р.Кемежук (2006–2010гг.)).
Активно работала библиотека института (заведующая Л.В.Добина (с 1983г.), библиотекарь Т.А.Костевич (с 1977г.)), бухгалтерия, хозяйственная часть.
Повышение квалификации руководящих и педагогических работников осуществлялось на базовых (в течение месяца), целевых, проблемных, авторских (в течение 2 недель) курсах.
По заявкам отделов образования проводились выездные курсы.
С 1996 года были открыты 9-месячные курсы переподготовки по специальности «Практическая психология». Затем – очно-заочные курсы и 9-месячные курсы переподготовки по следующим специальностям: «Социальная педагогика», «Дефектология», «Немецкий язык», «Английский язык», «Менеджмент в сфере образования».
С 2002года система повышения квалификации кадров в Республике Беларусь с 2002 года перешла на краткосрочное (до 2 недель) обучение (приказ МО РБ от 29.03.2002г. №101 «О сроках повышения квалификации»). Объем учебно-тематического плана составлял от 36 до 80 часов, режим занятий – от 6 до 10 академических часов. На курсах использовались традиционные виды обучения (лекции, практические занятия, тренинги), которые обеспечивали приращение и обновление знаний и умений слушателей, а также имитационные (анализ конкретных ситуаций, разбор и анализ документов, организационно-деятельностные игры).
Преподаватели и методисты института проводили областные конкурсы профессионального мастерства педагогических работников, оказывали значительную научно-методическую и организационную поддержку их участникам.
Проводимая работа принесла результаты. В 1997 году победителем республиканского этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь – 1997» стала Валентина Владимировна Гинчук, учитель истории СШ №2 г.Ошмяны. В 2006 году победителем республиканского этапа конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь – 2006» стала Ирина Ромуальдовна Клевец, учитель биологии государственной гимназии №4 г.Сморгони. В 2005 году в республиканском конкурсе «Педагог-воспитатель года» победила Наталья Викторовна Горчичко, классный руководитель гимназии №1 г.п.Зельва.
На республиканском этапе конкурса «Педагог социальный года – 2009» дипломом I степени Министерства образования РБ награждена Мисюро Елена Иосифовна, педагог социальный УО «Радунская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с трудностями в обучении имени И.А.Котова» Вороновского района.
Победителем республиканского конкурса «Учитель года РБ – 2011» стала Инесса Владимировна Зубрилина, учитель английского языка ГУО «Гимназия №1 г.Дятлово».
В 2007 году в институте был открыт «Музей истории образования на Гродненщине». Значительный вклад в его создание внес ректор института В.А.Барков и методист учебно-методического отдела А.П.Реунова, которая и стала его руководителем.

Решением Гродненского областного исполнительного комитета №758 от 14 октября 2008 года «О переименовании учреждения образования» учреждение образования «Гродненский государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования» переименовано в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования».
В 2011 году Министерство связи и информатизации РБ выдало институту регистрационные свидетельства о регистрации официального сайта института и информационного ресурса «Методическое сопровождение учебного процесса».
В этом же 2011 году институту выдан сертификат соответствия требованиям СТБ ISO 9001 – 2009 по предоставлению услуг по повышению квалификации кадров на базе высшего и среднего специального образования, обучению руководящих работников и специалистов образования в межкурсовой период; по осуществлению научно-исследовательской деятельности.
Структура института до 2011 года была построена по системно-функциональному принципу и выглядела следующим образом: администрация (ректор, проректор по научной работе, проректор по учебно-методической работе, проректор по административно-хозяйственной работе), канцелярия, бухгалтерия, факультет повышения квалификации, 3 кафедры, 4 отдела, библиотека, музей, хозяйственная служба.
Исполняла обязанности ректора в 2008–2009 году кандидат педагогических наук, доцент Г.Г.Борисюк.
С 2009 по 2014 годы – ректор института – кандидат филологических наук, доцент С.Я.Кострица. Под ее руководством произведен капитальный ремонт здания института с модернизацией общежития, этажей, аудиторий. Значительно улучшились условия проживания слушателей, организации образовательного процесса. Обновлен парк компьютерной техники и программного обеспечения. Слушатели и работники института имеют доступ к электронным источникам информации. Внедрена система менеджмента института. Соответствие системы менеджмента требованиям СТБ ISO 9001-2009 подтверждается сертификатом соответствия, зарегистрированным в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Институт имеет свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий №1/372 от 23.06.2014.
Проректор по научно-методической работе – магистр педагогических наук С.С.Ковалевская; проректор по учебно-методической работе – кандидат педагогических наук, доцент О.Г.Мельникова (2010–2012гг.), кандидат исторических наук И.И.Дорняк (с 2013 года); проректор по административно-хозяйственной работе – А.Е.Николаев (с 2009 года).
С 2014 года ректором института назначена кандидат педагогических наук, доцент Сергейко С.А.
В состав факультета повышения квалификации (декан – кандидат педагогических наук, доцент Г.Г.Борисюк, заместитель декана Н.Р.Кемежук) вошли 2 кафедры: образовательных технологий (заведующий – кандидат исторических наук, доцент Н.Л.Евдокименко) и психолого-педагогического сопровождения образования (заведующий – кандидат педагогических наук, доцент Ю.И.Куницкая (2011–2014гг.), кандидат психологических наук, доцент С.В.Белохвостова (с 2014 года)).
С 2011 года работает 7 отделов: учебно-методический (начальник отдела В.И.Лукашик); редакционно-издательский (начальник отдела С.П.Киреева); отдел идеологической и воспитательной работы (начальник отдела Л.А.Кивлюк); отдел по работе с организаторами образования (начальник отдела А.В.Рыкова); отдел социальной работы и правовой защиты детства (начальник отдела Г.В.Бирич); отдел информационных технологий и технических средств обучения (начальник отдела Ж.Н.Науменко); отдел менеджмента качества и управления информацией (начальник отдела О.Г.Пищик). В структуру института также входят: библиотека (заведующая Л.В.Добина); канцелярия (заведующая Е.М.Шурко (до 2013 года), А.Г.Бакина (с 2014 года)); ведущий юрисконсульт (М.С.Анисимова); инспектор по кадрам (С.Н.Зайцева); бухгалтерия (главный бухгалтер А.В.Воропай); мастерские; общежитие.
Созданы Совет института, координационный Совет по качеству, Совет факультета.
С 2012 года в институте работают 12 кандидатов наук, доцентов.
Из 28 методистов, работающих в институте в 2014 году, 3 магистра (2 – педагогических наук, 1 – филологических наук), 15 человек имеют высшую квалификационную категорию.
В 2010–2014 годах сотрудниками кафедр осуществляется научно-исследовательская работа: кафедрой психолого-педагогического сопровождения образования – по теме «Субъектный подход в развитии профессионализма педагогов»; кафедрой образовательных технологий – «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации».

За 2010–2013 годы сотрудниками опубликовано 222 научные и методические работы. В том числе 10 монографий, учебников и учебных пособий; 111 публикаций в отечественных научных журналах; 26 – в зарубежных изданиях идр. Опубликовано 53 учебно-методических издания. Общий объем публикаций (учетно-издательских листов) составил за эти годы 378 листов, а внутри института – 259 листов.
Основу планирования института составляют Миссия, Видение, Политика в области качества, стратегические цели (на 2011–2014 годы), стратегия ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (на 2014–2018 годы), оперативный план института на год и планы работы структурных подразделений на год.
В 2010–2014 годах произведен капитальный ремонт здания института с модернизацией общежития, этажей, аудиторий. Значительно улучшились условия проживания слушателей, организации образовательного процесса. Создана локальная сеть, открыты 2 компьютерных класса с выходом в сеть Интернет, обновлен парк компьютерной техники и программного обеспечения. Слушатели и работники института имеют доступ к электронным источникам информации. Работает сайт института.