• Национальный образовательный портал
  • Вестник образования
  • Центра песочной терапии «SAND ART»
  • Межведомственное взаимодействие при оказании кризисной помощи несовершеннолетним: проблемы и перспективы
  • Вчера и сегодня
Что в решающей степени влияет на Ваше решение об участии в выборах?
Желание исполнить свой гражданский долг
Реализовать свои конституционные права
Возможность избрать тех, кто защищает интересы мои и моей семьи
Желание, чтобы именно этот кандидат победил
Так всегда делают мои родители
Так делают мои друзья

 

Семинар-совещания в режиме on-line по профилактике суицидов

Автор: admin   Просмотров: 2105   Дата: 6-07-2012, 17:37
28 мая 2012 года в Государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» была организована работа семинара-совещания в режиме on-line по проведению в учреждениях образования диагностических мероприятий по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Вопросы, которые наиболее волновали специалистов, были следующими:

1.Какие методики можно использовать для диагностики суицидального риска?

См. сборник «Диагностические материалы по выявлению учащихся суицидального риска» автор-составитель Л.И.Глазкова.

2.Можно ли использовать цветовые методики для определения суицидального риска?

Цветовые методики дают ответ на вопрос, какое эмоциональное состояние у человека в момент проведения диагностики и не могут служить методом определения суицидального риска.

3.В сентябре и мае проводим диагностику суицидального риска. Правильно ли мы поступаем? Достаточно ли этого?

Правильно, но при появлении поведенческих и вербальных признаков суицидальной активности необходимо проводить дополнительную диагностику суицидального риска.

4.В какой форме лучше проводить диагностическую работу (индивидуально, в группе)?

Общая диагностика проводиться в группе, вся остальная – индивидуально.

5.Насколько анкеты валидны и надежны?

Анкеты не предусматривают данных об их надежности и валидности.

6.На основании каких результатов специалисты учреждения образования должны сообщать родителям, что у их ребенка есть склонность к суицидальным действиям?

На основании наблюдений за поведением и высказываниями подростка, на основании данных социометрии, самооценки, нарушений межличностных отношений и шкалы безнадежности Бека.

7.Как об этом сообщить родителям?

Пригласить родителей на индивидуальную встречу, создать ситуацию доверия, вести беседу в технологии консультирования.

8.Какую работу проводить с классным коллективом, семьей, где был случай суицида и в какие сроки?

• Мероприятия по общей профилактике суицидального риска;
• Мероприятия, направленные на выработку негативного отношения к фактам суицида;
• Тренинги принятия решений;
• Создание алгоритма поведения в сложной жизненной или экстремальной ситуации;
• Мероприятия, направленные на формирование стрессоустойчивости личности.

Сроки проведения мероприятий не предусмотрены, но должны быть запланированы.


9.Как работать с детьми, которые тяжело переживают потерю близкого человека, друга?

Применение телесно-ориентированной терапии, методы кинезитерапии и различные виды арттерапии.

10. Как организовать работу с парасуицидентом?

Обязательно заключение контракта с парасуицидентом по поводу дальнейших действий подростка и специалиста (педагог-психолог, педагог социальный, заместитель директора по воспитательной работе).
Обучение подростка альтернативным методам разрешения конфликтных ситуаций, методам управления эмоциями, методам снятия психологического напряжения.


11. Нужно ли приводить классный коллектив на похороны учащегося?

Не рекомендовано, так как может сработать механизм психологического заражения.

12. Как вести себя педагогам, когда дети манипулируют произошедшими событиями (суицид)?

Необходимо обучать педагогов методам психологической защиты от манипуляций.

13. В начале учебного года и в январе проходит месячник профилактики суицидов. Стоит ли эту работу начинать в младшей школе?

Работу по общей профилактике суицидального риска необходимо проводить и в начальной школе.

14. На что необходимо акцентировать внимание педагогу при организации и проведении работы по профилактике суицидального риска с младшими школьниками?

Работу по профилактике суицидального риска с младшими школьниками лучше всего проводить в игровой форме. Она должна быть направлена на формирование позитивного отношения к жизни.

15. С какого периода начинать профилактику суицидального поведения более углубленно?

Профилактика суицидального риска является общей для всех и проводится, начиная с поступления в школу.


16. Каким образом реагировать на признаки суицидального поведения учащихся?

Если это в школе:
• информировать специалистов социально-педагогической и психологической службы наличии признаков суицидальной активности у конкретного ребенка;
• проводить индивидуальную работу по выявлению реальных суицидальных рисков;
• вести себя сдержано, корректно, предлагая альтернативные формы поведения и самовыражения учащегося.


17. Каким образом мы должны вести данные о проделанной работе?

Данные общей профилактики и диагностики отражены в годовом плане работы специалиста. Что касается выявленных групп риска или отдельных учащихся с высоким или средним уровнем суицидального риска рекомендуется оформить отдельную папку по индивидуальной работе с учащимся:
• план индивидуальной работы с несовершеннолетним;
• сведения о проведенных диагностических мероприятиях;
• тематику и краткое описание содержания коррекционных мероприятий;
• содержание реабилитационных мероприятий.


18. Реально ли в Республике Беларусь ограничить доступ на сайты, популяризующие суицидальное поведение, способы ухода из жизни?

Данный вопрос находится не в нашей компетенции.

19. Возможно ли, при помощи анкетирования получить достоверную информацию о наличии у подростка суицидального риска? (Чаще всего подростки дают социально желательный ответ).

Многие тесты предполагают наличие шкалы лжи (шкалы социальной желательности). Никогда анкета не была единственным способом определения суицидального риска. Рекомендуем использовать как основу блок диагностических методик для подтверждения того или иного психологического диагноза.

20. Не спровоцируют ли вопросы анкет суицидальные действия?

Необходимо применять только те анкеты, которые рекомендованы Министерством образования РБ, Министерством здравоохранения РБ и Министерством юстиции РБ для проведения в учреждениях образования.

21. Имеем ли мы право на получение в медицинских учреждениях информации о случаях суицидов в семье?

Медицинские учреждения не имеют права предоставлять такую информацию. Информацию такого плана можно получить от родственников учащегося, установив с ними доверительные отношения.

22. Влияние субкультур на аутоагрессивное поведение подростков.

Обратите внимание на принадлежность подростка к деструктивным сектам и объединениям. Проводите работу с несовершеннолетним на формирование жизнелюбия, целеустремленности и ценностей смысла жизни.

23. Кто может проводить диагностику в учреждениях образования, где нет педагога-психолога.?

Часть диагностических методик обязан проводить педагог социальный (социометрия, методика оценки жизненных ценностей, методики изучения межличностных отношений, самоотношения и т.д.). При наличии данных о суицидальной активности обращаться за помощью к специалистам социально-педагогического центра.

24. К кому обращаться, если ребенок с признаками суицидальной активности учиться в интернате (по месту жительства или по месту пребывания ребенка)?

К специалистам социально-педагогической и психологической службы интерната или социально-педагогического центра по месту пребывания ребенка.

25. Какая форма работы более эффективна (индивидуальная или групповая) с учащимися с признаками суицидального риска?

Коррекционную работу с учащимися с признаками суицидального риска эффективнее проводить индивидуально.

26. Сколько диагностических методик надо использовать для выявления учащихся, склонных к аутоагрессивным и суицидальным действиям?

Используется блок методик (минимум четыре методики в соответствии с рекомендациями ГУО «АПО» от 16.05.2012 №31/569).


На вопросы отвечали:

Глазкова Людмила Ивановна – старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;

Пилипчик Елена Ивановна – методист отдела социальной работы и правовой защиты детства ГУО «Гродненский областной институт развития образования».
Вернутся